258
259
260
261
262
ЭКОНОМИКА | АВТОПРОМУ РОССИИ 20 ЛЕТУРОКИ ФРАНЦУЗСКОГОО том, как погибал завод «Москвич» и как на его территории выросло современное предприятие «Автофрамос», рассказывает Игорь Моржаретто.А ведь как все красиво начиналось! В ноябре 1930 года новый автосборочный завод в Москве начал выпускать автомобили «Форд-А» и «Форд-АА» – вначале из американских машинокомплектов, потом перешел на их аналоги, производившиеся в Горьком. Он менял названия (КИМ, МЗМА, АЗЛК), но оставался одним из символов советского автопрома. В 1986 году здесь освоили производство автомобиля «Москвич‑2141» – первого и единственного хэтчбека класса D. В фильме Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» на таком ездил преуспевающий чиновник высокого ранга. Представляете, как котировался тогда этот автомобиль! Только слава его оказалась короткой. Собственного производства моторов у АЗЛК не было, а оборудование для строившегося завода двигателей, купленное за валюту, так и не начало работать. Оно потом куда-то тихо исчезло, потраченный на приобретение кредит тяжким грузом лег на завод, а позже и вовсе его утопил. Или это намеренно сделали руководители предприятия? Даже сегодня эта история попахивает криминалом. В 1994 году в жизни АЗЛК про­ изошли два знаменательных события. Двадцатого июня было учрежденоКОНЕЦ СЛАВНОЙ ЭПОХИАО «Москвич», чьим собственником стало Госкомимущество РФ. И в том же месяце прекратился выпуск продукции, завод стал – из-за отсутствия комплектующих и оборотных средств. Спустя два года правительство решило обанкротить предприятие; если бы это произошло, вполне возможно, история могла бы сложиться иначе. Но тогда спасать мертвый завод, с которого разбежались практически все кадры, бросилось столичное правительство. Его глава Юрий Лужков сумел убедить министров, что он возродит производство. И ведь возродил! Руководить «Москвичом» стал Рубен Асатрян; городские власти в течение нескольких лет вливали в предприятие огромные средства в виде кредитов и субсидий. Сколько денег было «зарыто» – тайна по сей день; мы пытались узнать хотя бы примерную сумму и тогда, и сейчас, но всегда натыкались на глухую стену. А ведь речь идет о десятках миллионов долларов. В 1997 году с конвейера «Москвича» вновь начали сходить «сорок первые», но уже под новым именем – «Святогор». Чуть позже по­ явился еще один «богатырь» – «Юрий Долгорукий». За ним последовали «Князь Владимир», «Калита»… Выглядели они кустарно и были буквально слепленыиз подручных материалов на базе все того же «Москвича‑2141». Совершенствованием и разработкой бюджетных моделей руководство и не думало заниматься: Асатрян пребывал в необъяснимой уверенности, что будущее предприятия – выпуск дорогих лимузинов под брендом «Москвич». И очень гневался, если кто-то с ним не соглашался. В начале 2000‑х он несколько раз подавал в суд на «За рулем» и автора этой статьи в частности, считая, что материалы ЗР о его заводе «порочат честь и деловую репутацию». Мы всего лишь пытались доказать, что он просто губит предприятие со славным именем и историей. Все суды г‑н Асатрян проиграл. А в 2001 году конвейер «Москвича» остановился навсегда: спроса на устарелую и некачественную продукцию не было, копились долги по оплате электроэнергии, зарплате, перед поставщиками… Агония продолжалась еще несколько лет; за это время цеха пришли в полное запустение, все более-менее ценное имущество было разграблено. В феврале 2006‑го завод наконец признали банкротом. На тот момент кредиторская задолженность предприятия составляла почти миллиард долларов. И никто – ни чиновники столичной мэрии, ни руководители   Сегодня завод «Рено-Россия» выпускает до 160 тыс. автомобилей в год. Но есть планы расширения.258 За рулем 11/2011 завода – никакой ответственности за авантюру с «богатырями» не понес. Оглядываясь назад, я все больше убеж­ даюсь, что она изначально затевалась для того, чтобы «освоить» выделенные средства и обанкротить завод, дабы потом продать землю, на которой он стоял. В декабре 2006 года имущество и территория предприятия были про­ даны на аукционе. Владельцем стала финансовая группа «Метрополь», кото­ рая на старой территории начала стро­ ить жилые и офисные здания. А судьба «новой» территории (той, где задумы­ вали производство двигателей) сложи­ лась иначе: часть ее отошла АО «Авто­ фрамос». Последний слог в названии этого предприятия – «мос» – напоми­ нает о славном заводе и о том, что авто­ мобильное дело здесь продолжается. Но это уже совсем другая история… Надо отдать должное целеустремленно­ сти компании «Рено», которая предпри­ нимала попытки закрепиться на россий­ ском рынке с начала ХХ века. В 1916 году в России открылось представительство  В три смены идет сборка моделей «Логан», «Сандеро», «Меган» и «Флюэнс». На подходе еще одна – кроссовер «Дастер».НОВЫЕ ХОЗЯЕВА  Двигатели в Москву пока приходят из Румынии. Скоро их будет поставлять новый тольяттинский завод.На правах рекламыЗа рулем 11/2011 259 | АВТОПРОМУ РОССИИ 20 ЛЕТ  Средняя зарплата на предпри­ ятии – около 35 тыс. рублей, поэтому проблем с кадрами нет. компании «Рено», а в Рыбинске даже начали строить завод по сборке авто‑ мобилей. В 1960‑е годы при помощи французов (ирония судьбы!) прово‑ дилась реконструкция АЗЛК – тогда они помогали только технологиями и оборудованием. А в 1998-м было заре‑ гистрировано российско-французское СП «Автофрамос» (АВТОмобилиФРАнция-МОСква), учредителями которого выступили «Рено» и столичное правительство. Цель – производство автомобилей в столице. Кстати, некоторое время французы, не имея собственных производствен‑ ных площадей, пытались наладить крупноузловую сборку своих моделей в цехах завода «Москвич» – сначала «Рено‑19», а затем «Меган» и «Клио Символ». Как всегда, иностранцев зама‑ нивали сюда обещаниями многочис‑ ленных льгот, предлагали прекрасные помещения, недорогую, но квалифици‑ рованную рабочую силу… Московские руководители, словом, меду не жалели – лишь бы заполучить именитого иностранного партнера. Кроме того, по словам тогдашнего главы концерна «Рено», Москва была очень привле‑ кательна с точки зрения логистики. Словом, уговорили. Французы решили рискнуть – но малыми деньгами: перво‑ начальные вложения в совместный проект с их стороны составили около 2,5 млн. долларов. Как выяснилось, они правильно осторожничали. «Квалифицированная рабочая сила» с «Москвича» к тому времени практически разбежалась, старыеОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ АО «МОСКВИЧ» и АО «АВТОФРАМОС»«Святогор»260 За рулем 11/2011 заводские цеха никак не соответствовали требованиям сборки современных машин, да и руководители нашего АО были, мягко говоря, не готовы работать с иностранным партнером. Пообещать можно что угодно, а вот сделать… «Девятнадцатые» и «меганы», конечно, в цехах «Москвича» собирали, но в мизерном количестве: помимо субъективных причин препятствием служил низкий платежеспособный спрос. Для иностранцев это был вынужденный шаг, ведь они уже приняли на себя обязательства по промсборке перед российским правительством и мэрией Москвы. Кстати, последняя не обманула: городские льготы по уплате различных налогов, арендных платежей новое совместное предприятие получило сполна (например, за аренду земли с СП взимали 30% установленных по городу норм). Кроме того – неслыханное на тот момент дело! – город взял на себя заботы по обеспечению его инфраструктуры. Но все равно сотрудничество с руководством «Москвича» не складывалось. В общем, за три года в Москве собрали всего около 3000 «французов», в основном «символов». Производство оказалось для «Рено» убыточным, но уходить он не собирался – впрочем, как и продолжать сотрудничать с руководителями практически бездействующего завода, которые лишь тянули с иностранцев деньги. В 2003 году «Рено» объявил о начале строительства в российской столице собственного предприятия на 120 тыс. автомобилей  2010 год. Торжественный пуск производства «Сандеро». На церемонии присутствовали мэр Москвы Юрий Лужков, глава альянса «РеноНиссан» Карлос Гон, гонщик команды «Рено-Ф1» Виталий Петров.На правах рекламыЗа рулем 11/2011 261 | АВТОПРОМУ РОССИИ 20 ЛЕТв год. В те времена это казалось несбы‑ точным. Впрочем, и модель, кото‑ рую предстояло собирать в Москве, никто не видел, французы прятали ее под непонятным индексом Х90. Это был будущий мировой бестселлер «Логан». К тому времени иностранная компания выкупила практически всю долю московского правительства в СП (сегодня городу принадлежит лишь 5,9%), а столица в качестве уставного взноса передала цеха несо‑ стоявшегося моторного производства «Москвича». Их капитально отремон‑ тировали, завезли и смонтировали современное оборудование, обучили рабочих и инженеров… Собственный проект обошелся «Рено» недешево, в 230 млн. евро только на первом этапе. Но спустя всего два года, в 2005‑м, с конвейера сошел первый россий‑ ский «Логан», ставший вскоре очень популярным. Гораздо позже, в 2010‑м, в Москве начали собирать по пол‑ ному циклу и хэтчбек «Сандеро». Последние новинки – хэтчбек «Меган» и седан «Флюэнс» (их пока делают методом крупноузловой сборки). Спрос превысил расчеты маркетоло‑ гов, пришлось вводить вторую смену, третью, расширять производство. Появились многочисленные местные  Сейчас на конвейере на 70 выпущенных «логанов» приходится примерно 30 «сандеро». В России традиционно больше любят седаны.   Увы, это все, что осталось от некогда славного завода «Москвич». Хорошо хоть, музейную коллекцию автомобилей удалось спасти – во многом благодаря усилиям энтузиастов.поставщики – и в Москве, и в других регионах страны. Уровень локализации на заводе сегодня достигает 53% – это рекорд среди «иностранцев». В дека‑ бре нынешнего года из цехов начнут выезжать и кроссоверы «Дастер». Это еще один гарантированный бестселлер, но уже среди вседорожников. По прогнозам, в 2011 году на заводе «Рено-Россия» на Волго‑ градском проспекте соберут 160 тыс. автомобилей (в 2010‑м – 87 тыс. штук). Штат предприятия – 2,8 тыс. чело‑ век. Для сравнения: когда в 1987 году АЗЛК произвел рекордное количество «москвичей» (182 тыс. штук), на заводе трудилось свыше 30 тыс. человек! Кстати, параллельно с расшире‑ нием собственного завода в Москве французы в 2008 году стали совладель‑ цами крупнейшего российского авто‑ мобильного предприятия – АВТОВАЗа. «Ладу-Ларгус», она же «Логан MCV», начнут выпускать в Тольятти уже в будущем году, а стратегическая задача по новому соглашению о промсборке – собрать в РФ в 2015 году не менее 300 тыс. автомобилей марки «Рено». Через год часть машин будут ком‑ плектовать двигателями и коробками передач российской сборки, а общий уровень локализации вырастет до 74%. Это – очень серьезно.262 За рулем 11/2011