112
113
114
115
116
117
118
120
122
124
KIA VENGA, OPEL MERIVA, HONDA JAZZ АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ112 За рулем 11/2011 РАБОЧИЙ ОБЪЕМТакие машины созданы для людей практичных – им бы увезти побольше покупок, место на парковке подолгу не искать и топлива лишнего не жечь. Обновленную «Хонду-Джаз» атакуют две новинки сезона – «КиаВенга» и «Опель-Мерива». Кто кого? Ответ знает Михаил Гзовский. Фото Александра Кульнева.СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ– Извините, простите! – Ах, что вы, что вы, это я такой не­ уклюжий! Сценка у дверей музея или театра: два интеллигента не могут решить, кто же войдет первым. С автомоби­ лями таких проблем обычно не возни­ кает – пассажиры переднего и заднего сидений пробираются на свои места независимо друг от друга. Но только не в «Мериве». Безусловная изюминка «Опеля» – задние двери, распахива­ ющиеся против хода, но они требуют четкой «расстановки приоритетов», иначе немудрено столкнуться лбами. Впору объявлять, как в метро: «Осто­ рожно, двери закрываются». Пустим-ка первым водителя: пусть смакует отменно вылепленное сиденье с гигант­ скими диапазонами регулировок и играется с боксом-подлокотником, двигающимся по рельсам. Теперь пассажиру пробираться назад одно удовольствие. Если использовать двухместную конфигу­ рацию заднего дивана, то и ехать здесь здорово. Но втроем уже тесно, ведь сиденья приходится сдвигать вперед, чтобы вернуть на место утапливаемую среднюю часть подушки. В результате колени «приезжают» в переднюю спинку. Одному автомобильному богу известно, сколько сил инженерам «Опеля» стоило пробить свою двер­ ную идею. Ведь у всех выпускаемых ныне машин с «неправильной» схе­ мой (например, «Хонда-Элемент» и «МИНИ-Клабмен») открыть заднюю калитку можно, лишь отворив перед­ нюю. Стоила ли игра свеч? На наш взгляд, кроме внешнего эффекта, ничего практичного в этой идее нет. Это очевидно в сравнении с конкурен­ тами. «Венга» встречает улыбкой переднего бампера – кажется, так и дышит позитивом. Отдаем должное дизайнерам: именно «Киа» привлек повышенный интерес на дороге (осо­ бенно, конечно, женский). Внутри «Венга» после «Опеля» – словно под­ московное яблоко против кокоса. Никакой экзотики ни в эргономике, ни в отделке. Но по вкусу яблочко – самое то. Устраиваюсь в жестком и высоко посаженном водительском кресле. Осматриваюсь. Здесь такие же, как на большинстве других «Киа», удобные блоки климат-контроля и аудиоси­ стемы; симпатичные, хотя и где-то уже виденные приборы. Очевидный недо­ чет – обзорность. Широкие передние стойки и зеркала с подрезанным угол­ ком ей не способствуют. Салон в задней части наиболее широкий, а непритя­ зательный на вид диван примет даже троих. Двери, конечно, распахиваются не под прямым углом. Но войти-выйти сможете без затруднений. А что же «Хонда»? Она давно примелькалась и почти не измени­ лась после модернизации, потомуЗа рулем 11/2011 113 | ТЕСТ KIA VENGA, OPEL MERIVA, HONDA JAZZСмотрите видео www.zr.ru/a/299697/, www.zr.ru/a/324424/Kia VengaАвтомобиль представлен осенью 2009 года во Франкфурте. Продажи в Европе стартовали в 2010-м, в России – годом позже. Модель разработана в Германии, производство налажено в Словакии. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,4 и 1,6 л (90 и 125 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: механическая 5-ступенчатая, 4-ступенчатый автомат. КОМПЛЕКТАЦИИ: Comfort, Luxe, Prestige. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия – 5 лет или 150 000 км, межсервисный пробег – 15 000 км или 12 месяцев, 147 дилерских центров. ЦЕНА: 615 000–739 000 руб. ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,6 л, бензин, 125 л.с., 4-ступенчатый автомат, Prestige, 739 000 руб.Opel MerivaПервое поколение «Меривы» появилось в 2002 году. Новая машина дебютировала на Женевском автосалоне в 2010-м. В Россию пришла годом позже, после начала сборки в Калининграде. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,4 л (100 и 140 л.с.); дизельные, 1,7 л (100 и 110 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: 5- и 6-ступенчатая механические, 6-ступенчатый автомат. КОМПЛЕКТАЦИИ: Essentia, Enjoy, Cosmo. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия – 3 года или 100 000 км, межсервисный пробег – 15 000 км или 12 месяцев, 124 дилерских центра. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 589 000–826 500 руб. ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,7 л, дизель, 100 л.с., 6-ступенчатый автомат, Cosmo + опции, 922 500 руб.Honda JazzМодель первого поколения была представлена в 2001 году. Второе поколение дебютировало на автосалоне в Токио в 2007-м. С весны 2011-го в России продают слегка обновленную версию. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, 1,4 л (100 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: механическая 5-ступенчатая, бесступенчатый вариатор. КОМПЛЕКТАЦИИ: Comfort, Elegance, Executive. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия – 3 года или 100 000 км, межсервисный пробег – 15 000 км или 12 месяцев, 58 дилерских центров. ЦЕНА: 615 000–754 000 руб. ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,4 л, бензин, 100 л.с., вариатор, Executive, 754 000 руб.114 За рулем 11/2011 и лечу на ней в сторону полигона, как на самолете-невидимке: нас игнорируют и мамы с колясками во дворах, и молодежь у закусочной на трассе, и даже сразу замечающая новые модели девушка-оператор любимой АЗС. Может, через пару лет «Хонда» сыграет «Джаз» совсем по-новому? Но только, умоляю, не импровизируйте с интерьером!«Хонда» умудрилась создать какое-то особое настроение в салоне при всей его асимметрии и нелогичности. На мой взгляд, именно в «Джазе» вы чувствуете себя обладателем современной машины. Разномастные на вид и на ощупь пластики будто срослись друг с другом. Ткань сидений мягкая, уютная, а сами сидушки радуют классным поясничным подпором. Понравился и емкийбардачок из двух отделений. Но главное откровение – второй ряд. И дело даже не в его способности к трансформации (ей мы посвятили отдельную главку). Здесь больше места для ног, чем в «Киа» и «Опеле». А ведь «Джаз» коротышка: «Мерива» и «Венга» длиннее его на 388 и 168 мм соответственно. За наиболее рациональное использование пространства мы удостоили «Джаз» высшихНа правах рекламы | ТЕСТ KIA VENGA, OPEL MERIVA, HONDA JAZZKIA VENGA  На фоне инструментария «Джаза» приборы «Киа» кажутся простенькими.   Все познается в сравнении: внутреннему убранству «Венги» недостает фантазии «Джаза», мягкости и яркости «Меривы».   Селектор автомата «Киа» с зигзагообразной прорезью позволяет переключаться вслепую.OPEL MERIVA  Лаконичные приборы «Меривы» разборчивы при любом освещении.   Необычность «Опелю» придает коричневая отделка. Есть варианты и с красной накладкой на переднюю панель.   Шестиступенчатый автомат «Опеля» работает споро и плавно, но тяжелая машина все равно не в силах угнаться за соперниками.HONDA JAZZ  Оптитронные приборы «Джаза» хороши. Даже сочетание яркокрасных шкал и синего жидкокристаллического дисплея не вызывает отторжения.   Благодаря ажурным передним стойкам обзор из салона «Хонды» не вызывает проблем.   Для активной езды на «Джазе» годится лишь спортивный режим вариатора, когда обороты достреливают до максимальных.116 За рулем 11/2011   Сиденью «Киа» я добавил бы боковой поддержки. Посадка здесь наиболее высокая.  Кнопки климатконтроля, расположенные по кругу, – оригинальная идея.  «Кирзовым» пластикам в салоне «Венги» не хватает хотя бы визуальной мягкости.  Передние кресла «Меривы» – с огромными диапазонами перемещения по длине и высоте и отменным профилем.   Унификация диктует: центральная консоль переехала с «Астры».   Чтобы водитель и пассажир не пихались локтями при высадке, угол, на который распахиваются двери, сделали почти прямым: 84°.   Сиденье «Хонды» водителям самой разной комплекции показалось удобным, несмотря на чуть короткую подушку.   Два кругляша с кнопками управления климатом под рукой. «Иллюминатор» с температурой нагляден.   Подстаканник напротив воздуховода – все гениальное просто! Чай греть не пробовали, а колу охлаждает отлично.За рулем 11/2011 117 | ТЕСТ KIA VENGA, OPEL MERIVA, HONDA JAZZ10 баллов в категории «Задняя часть салона».КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ«Мерива», которую нам удалось заполучить на тест, принципиально отличается от оппонентов не только дверями – под ее капотом урчит дизель.При сопоставимой мощности он предлагает момент на сотню ньютонов больший, чем его бензиновые конкуренты. Воодушевленные, выкатываемся на динамометрическую дорогу и поддаем газу. Увы, ни расторопный шестиступенчатый автомат, ни максимальнаятяга, доступная с 1700 об/мин, эмоций не вызывают. Ведь «Мерива» тяжелее «Венги» на 281 кг, а разница с «Хондой» и того больше – 413 кг! Не последнюю роль здесь сыграл жирок звукоизоляции. По субъективной оценке, «Мерива» наиболее тихая из троицы. На высокой скоростиЯ ТЕБЕ ОТКРОЮ ТАЙНУКак лучше изучить укромные уголки салона? Например, что-нибудь в нем спрятать. Как насчет ключей от самих машин? Раскладываем по ключу в разные тайнички в каждом салоне. Задача добровольца, впервые увидевшего эти три автомобиля, – максимально быстро найти «клад». Припрятать ценностив «Венге» оказалось почти негде, зато отыс­ кать – сложнее всего! Два ключа нашлись почти сразу, а вот третий нашему герою пришлось искать дольше, чем в «Хонде» и «Опеле» (7 мин 11 с). «Киа» в данной комплектации заводится кнопкой, и ключ мы просто вставили в штатный слот на рулевой колонке. Такой подставы наш следопыт не ожидал! В «Опеле» заныкать ключи былолегко. В «Мериве» есть ящики под передними сиденьями, ниши слева от руля и, наконец, очечник для водителя. Но нашего искателя больше всего заинтересовал многоэтажный подлокотник, который он собирал и разбирал, словно кубик Рубика (5 мин 45 с). С «Хондой» проблем не возникло: здесь двухъярусный бардачок, тайники в багажнике и под подуш­ кой левого заднего сиденья (3 мин 15 с).«Киа-Венга»«Опель-Мерива»«Хонда-Джаз»118 За рулем 11/2011 | ТЕСТ KIA VENGA, OPEL MERIVA, HONDA JAZZРАСКЛАДУШКИне досаждает свистом ветра в зеркалах, почти не слышны и шины. Даже двигатель на холостых оборотах почти не слышен. Корейская машина мощнее соперников на 25 сил. «Венга» буксует на старте и по разгону до сотни рвет «Опель» в клочья. Но четырехступенчатый автомат медлит с включениями и не всегда адекватно выбирает передачу. Потом, словно поняв ошибку, начинает прыгать с одной ступени на другую. Скрепя сердце, мы все же подняли «Венге» оценку за динамику, но отыгрались на комфорте. Подвеска «Венги» характеризуется одним словом: дубовая. Ее невозможно пробить ни «лежачим полисменом» на малой скорости, ни колдобиной на полном ходу. В отместку «Венга» грубо встряхивает ездоков и выматывает душу дотошным пересчетом мелочовки. Окончательную точку ставит звукоизоляция. «Пескоструй» в колесных арках и шлепки по лужам – вот ваша музыка в дорогу. В дорестайлинговом «Джазе» наблюдался лишь один диссонанс – неудачная роботизированная трансмиссия. Отказ от нее был абсолютно правильным. Ее место занял бесступенчатый вариатор. И машина зазвучала! Легкая и чувствительная педаль газа позволяет филигранно дозировать тягу, а вариатор настроен так, что обороты двигателя тоже растут с набором скорости. Так что заунывной песни двигателя на одной ноте, как у многих других машин с вариатором, в «Джазе» нет. Приятная мелочь – подрулевые лепестки переключения «передач», они тоже в копилку «японки». А вот подвеска «Джаза», показавшаяся такой удачной на московских проспектах, разочаровала, стоило отъехать на сотню километров от столицы. Несколько раз она замыкалась как на сжатии, так и на отбое. По части шума в салоне «Хонда» – середина, пускай и не золотая.  «Киа» тоже предлагает сдвижные задние сиденья, благодаря которым нетрудно увеличить и без того большой на фоне конкурентов багажник. Можно также поднять пол на ступеньку выше докатки – получим ровную поверхность на одном уровне со сложенными спинками дивана. Фантазии у инженеров «Киа», может, и поменьше, но багажник «Венги» наиболее вместительный: 352 л.  Задние сиденья «Меривы» двигаются вперед-назад на 250 мм. Если утопить среднюю часть, то два боковых кресла сдвигаются назад и к центру. Теперь сзади рай для двоих. Пикник можно устроить на откидных столиках в спинках передних кресел. А вот багажник подкачал: по нашим замерам, он всего на 300 л.РАДИУС ПОВОРОТА  «Джаз» та еще раскладушка! Подняв «стульчики», в салоне можно перевезти велосипед. А если постараться, то и два. При складывании спинок сиденья «Хонды» уходят вперед и вниз – получается ровная площадка. Процесс занимает пару секунд и требует минимальных усилий. Доступ к докатке закрывает полка: закрепив ее на уровне колесных арок, получаем второй этаж для мелких предметов. Мы намерили в багажнике «Джаза» 316 л объема.Как я понимаю европейцев: когда до гор рукой подать почти из любой точки Старого Света, управляемость выходит едва ли не на первое место при выборе машины. Живи я рядом с Альпами, пригляделся бы к «Опелю». Плевать на посредственную тягу, на серпантине важнее собранность и верность курсу! Электрогидравлический усилитель «Меривы» не эталон, но близок к нему. Усилие нарастает пропорционально скорости и крутизне поворота, поэтому машину ведешь, отлично чувствуя ту грань, за которой «Опель» поплывет наружу. Водитель120 За рулем 11/2011 | ТЕСТ KIA VENGA, OPEL MERIVA, HONDA JAZZСмотрите на iPad: раскладываем сиденьяДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬ KIA VENGA OPEL MERIVA HONDA JAZZОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина/ширина/высота/база 4068/1765/1600/2615 колея спереди/сзади 1547/1551 Объем багажника, л 440 Радиус поворота, м 5,2 Масса снаряженная/полная, кг 1180/1710 Время разгона 0–100 км/ч, с 12,2 Максимальная скорость, км/ч 178 Топливо/запас топлива, л А95/48 Расход топлива: городской/ 9,0/5,8/7,0 загородный/смешанный цикл, л/100 км ДВИГАТЕЛЬ бензиновый Расположение спереди поперечно Конфигурация/число клапанов P4/16 Рабочий объем, смз 1591 Степень сжатия 10,5 Мощность, кВт/л.с. 92/125 при 6300 об/мин Крутящий момент, Н.м 156 при 4200 об/мин ТРАНСМИССИЯ Тип переднеприводная Коробка передач A4 Передаточные числа: 2,92/1,55/1,00/0,71/–/–/2,48 I/II/III/IV/V/VI/з.х. Главная передача 4,62 ХОДОВАЯ ЧАСТЬ типа «Мак-Ферсон»/упругая Подвеска: спереди/сзади поперечная балка Рулевое управление реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые/ Тормоза: передние/задние дисковые Размер шин 205/55R164288/1812/1615/2644 1488/1509 400 5,5 1360/1890 13,9 172 ДТ/53 8,6/5,1/6,4 дизельный спереди поперечно P4/16 1686 18,0 74/100 при 4000 об/мин 260 при 1700–2550 об/мин переднеприводная A6 4,15/2,37/1,56/1,16/ 0,86/0,69/3,39 3,083900/1695/1525/2500 1492/1475 337 4,7 1140/1535 12,8 175 А95/42 6,7/4,6/5,4 бензиновый спереди поперечно P4/16 1339 10,5 74/100 при 6000 об/мин 127 при 4800 об/мин переднеприводная CVT н.д. н.д.типа «Мак-Ферсон»/упругая типа «Мак-Ферсон»/упругая поперечная балка поперечная балка реечное с электроусилителем реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые/ дисковые вентилируемые/ дисковые дисковые 205/55R16l 175/65R15продолжает бездействовать? Система стабилизации плавно одернет авто и вернет его на траекторию. Но вот если до гор еще надо долететь по скоростным шоссе, тут «Мерива» проявит себя чуть хуже. Дело в искусственном ощущении руля в околонулевой зоне и едва заметных отклонениях от прямолинейной траектории. Все время пытаешься понять: это машина немного рыскает и потому ты подруливаешь или наоборот? Но это всё придирки – попробуйте-ка прохватить тем же маршрутом на «Киа»... В первый момент руль «Венги» кажется идеалом по части «отдачи», парковаться в городе одно удовольствие. Прибавляю скорость: руль теряет свою податливость, но при этом не становится излишне упертым, как у «Меривы». Идиллия рассыпается при входе в первый крутой поворот. На неровном покрытии на баранку приходит вся «грязь», усилие изменяется скачко­ образно, сбивая с толку. В очередном повороте под колеса сиганул заяц, пришлось исполнить переставку на полном ходу. Испугался не только косой: руль закусило при резком маневре – ощущение не из приятных. Наверное, поэтому на всех «венгах» с мотором 1,6 л система стабилизации входит в базовое оснащение. Работает она с запасом, резко пресекая стремительно развивающийся снос передней оси.122 За рулем 11/2011 | ТЕСТ KIA VENGA, OPEL MERIVA, HONDA JAZZ«Хонда» – словно пушинка! «Джаз» охотно откликается на действия водителя и весело ныряет в повороты – до поры до времени. На машине стоят узенькие шины, поэтому ожидать от нее картингового упрямства было бы наивно. Переусердствовали? Система стабилизации справится и со сносом (он возникает чаще), и с заносом (редкое явление). Работает ESP, как и все другие системы «Хонды», деликатно, но точно. Любители заложить крутой вираж наверняка посетуют на посредственную обратную связь на руле (он заметно легче, чем у корейской – и тем паче немецкой – ­ машины), причем ожидаемого роста усилия ждать не приходится даже на высоких скоростях. Вносят дисгармонию в активную езду и ощутимые крены кузова. В определенный момент задняя подвеска начинает активнее ввинчивать «Джаз» в поворот и поправляет пошатнувшееся было реноме. Конечно, управляемость «Джаза» неидеальна, нет в ней и искры, которая заставляла бы мчать во весь опор. И все же «Хонда» оставила очень приятное впечатление полным отсутствием раздражающих факторов – а не это ли главная, хоть и совсем не техническая характеристика автомобиля? ЗАМЕРЫ ЗРМодельKIA VENGA OPEL MERIVA HONDA JAZZL1, ммL 2, ммH, ммH1, ммH 2, ммB1, ммB2, L3min/max, B3min, мм мм ммH3, ммН4, Vбаг., М1, М2, M (M1+M2), h, мм л кг (%) кг (%) кг ммh1, мм940– 1155 1030– 1210 975– 1125510– 735/850/ 575/ 759 50 635–860 1265 1050 990 1390 1335 1560 1045 713 875 352 (60) 0(40) 390– 978 562 540–760 1250 1070 970 1375 1330 740/1520 1055 465 830 316 (64) (36) 716 411 640–870 1240 1035 985 1335 1290 640/1660 1020 570 785 300 (64) (36)1259 1540 1127160 210 125* 245 120* 190*По защите двигателя.ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙГеометрическая проходимость Плавность хода Задняя часть Модель Сиденье Эксплуатация Общая оценка Рабочее место водителя Органы управления Салон Ходовые качества Поведение на дороге Динамика Багажник Комфорт Приспособленность к РоссииПередняя частьТормозаКлиматСервисОбзорШум7 KIA VENGA 9 OPEL MERIVA 9 HONDA JAZZ878999 98778997Михаил Гзовский: Быстрый разгон, точные тормоза, солидный дорожный просвет, объемистый багажник. Высокий уровень шума, жесткая подвеска, размазанная управляемость, средняя обзорность.8,1 8,1 8,3878987 89998887 Удобное сиденье водителя, точность в управлении, необычная концепция задних дверей. Недостаток мощности, мелкие наружные зеркала, пробои подвески на крупных дефектах дороги.88910 99 79888877 Легкий в управлении, просторный сзади, оригинальная и удобная схема трансформации салона, хорошая обзорность. Уступающие соперникам тормоза, невысокая плавность хода, наименее развитая сервисная сеть.Баллы проставляются коллегиально, группой экспертов ЗР. Оценка не является абсолютной, она показывает место машины в данном тесте с конкретными соперниками. Максимальная оценка – 10 баллов (идеал). 8 баллов – норма для этого класса машин.«Близкие итоговые оценки  объясняются… непохожестью  моделей: самобытная и тихая «Мерива», прямолинейная  и вместительная  «Венга», компактный  и интеллектуальный «Джаз».  У каждой модели свои  весомые достоинства».124 За рулем 11/2011