Mercedes-Benz A. Болезни "роста" позади? — журнал За рулем

Mercedes-Benz A. Болезни "роста" позади?

Mercedes-Benz A. Работа над ошибками

ИСПЫТАНИЯ

ТЕСТ-ДРАЙВ

БОЛЕЗНИ «РОСТА» ПОЗАДИ?

Казалось бы,

младшему отпрыску столь знаменитой фамилии должно быть уготовано

блестящее будущее. Однако

у «малыша» оказался врожденный порок...

Юрий НЕЧЕТОВ. Фото автора

Мы уже знакомили читателей с «Мерседесом» А-класса (ЗР, 1997, № 9). На той презентации тест-драйв выявил неприятные особенности поведения машины: ощутимые крены кузова в повороте, сопровождавшиеся заносом при сбросе газа. Замечали, что «вывешивалось» заднее колесо. Разобраться в характере «бэби» более придирчиво программа тест-драйва не позволила, однако позже выяснилось, что иной раз в повороте отрываются от асфальта оба (!) внутренних колеса. А через пару месяцев шведские эксперты на маневре «объезд препятствия» перевернули «Мерседес»! Может, они просто плохие водители? Нет, все гораздо серьезнее.

Дело в том, что и международные, и любые национальные требования гласят: легковой автомобиль не должен переворачиваться на ровном покрытии. Уйти в занос, вертеться волчком, скользить хоть боком, хоть задом наперед — допустимо при потере управления. Но не переворачиваться! А «Мерседес» А-класса — перевернулся. Продажи были прекращены, производство приостановлено — инженеры спешно решали, как лечить «малыша».

КЛИНИКА

...В предпоследнем повороте на «объезде препятствия» внутренние колеса почти вывесились. За этим последовало резкое движение рулем в другую сторону, для входа в последний поворот — кузов качнулся, «корму» тут же занесло и машину развернуло почти поперек. Сила инерции машины догрузила наружные колеса, они «вцепились» в асфальт, а кузов, заканчивая «мах», перевалился через колеса и лег на бок.

ДИАГНОЗ

Диагноз был ясен. «Сандвичевая» конструкция пола обусловила более высокое расположение центра массы А-класса по сравнению с обычными автомобилями. Жесткость подвески подбирали исходя, в основном, из обычных требований комфорта, а стремление к компактности автомобиля не позволило сделать колею достаточно широкой. Испытания в виде серии разнотипных поворотов не проводились: не предусмотрены они ни требованиями объединения по надзору за транспортом (TЖV), ни «мерседесовскими» нормативами. А организовать расширенный цикл ездовых испытаний не позволило время: на все — от принятия решения о разработке А-класса до его запуска в производство — было отведено меньше трех лет. Поэтому большую роль играли испытания (в том числе устойчивости и управляемости) на компьютерном имитаторе. Всего за два поворота на обычной «переставке» машину особенно не раскачаешь. А вот на «объезде препятствия» и к режимам подбираются предельным, и за три «маха» рулем амплитуда раскачки кузова возрастает существенно. Что и случилось.

ЛЕЧЕНИЕ

Бизнес есть бизнес: радикальное изменение конструкции повлекло бы многомесячную задержку продаж и многомиллионные убытки. Поэтому лечение искали эффективное, быстрое и недорогое. Рецепт лежал на поверхности: понизить центр тяжести, расширить колею, сделать более жесткими подвеску и покрышки. Все эти приемы — из практики тюнинговых ателье, выпускающих «заряженные» версии серийных автомобилей. Но такие машины рассчитаны лишь на отменно ровные дороги, а их владельцы готовы мириться с жесткостью спортивной подвески ради удовольствия пройти какой-нибудь поворот чуть быстрее, чем все остальные.

Похоже, в Штутгарте удалось найти компромисс. Машину оснастили более жесткими и короткими пружинами подвески, тем самым дорожный просвет уменьшили на 22 мм впереди и на 25 мм сзади. Передний стабилизатор стал толще, а значит, и жестче. Колесные щиты отодвинули от рычагов задней подвески четырехмиллиметровыми шайбами-проставками. Вместо шин размерностью 175/65R15 «малыш» приобрел неслабую низкопрофильную «обувку» 195/50R15.

Но это только полдела. Решив подстраховаться, «мерседесовцы» снабдили А-класс незаурядными средствами активной безопасности, причем в стандартной комплектации, без увеличения цены. Теперь самый маленький «Мерседес» может похвастать не только антиблокировочной и противобуксовочной системами. На него устанавливают новейшую BAS («Брейк-эссист систем»), которая при экстренном торможении зажимает тормоза, сокращая на несколько метров тормозной путь (ЗР, 1997, № 5). Но и это не все. Сохранить управление в критических ситуациях помогает ESP — система активной стабилизации.

Ну, да это все теория. А для того, чтобы журналисты проверили ее на практике, концерн «Даймлер-Бенц» предпринял очень логичную акцию, пригласив их на юг Франции, на полигон Миреваль близ города Монпелье.

РЕАБИЛИТАЦИЯ В МИРЕВАЛЕ

Пресс-конференция лишь подтвердила то, что уже услышал об изменениях в ходовой части. От вопросов о причинах промаха представители компании тактично уходили: мол, новый для нас сегмент рынка, революционная конструкция... Драгоценным признанием стали слова, что компьютерное моделирование пока не может полностью заменить полигонные испытания — обещали впредь уделять гораздо больше внимания активной безопасности.

В общем-то, можно было не сомневаться, что конструкторам удастся справиться с проблемами. Вопрос — какой ценой? Не станет ли маленький «Мерседес» костотрясом со сверхжесткой подвеской? Конечно, дороги во Франции поровнее, чем в России, однако, если постараться, можно заставить подвеску поработать. Еду и все время спрашиваю себя: ну как, жестко? Да вроде «не так, чтобы очень». Нормальная «плотная» подвеска, как у большинства современных автомобилей.

И вот, наконец, специальные упражнения на полигоне: «переставка» в неизвестную заранее сторону (направление показывают флагом, когда уже пройден входной створ), длинная «змейка» с восемнадцатиметровым шагом, маневр и торможение в узком извилистом коридоре, имитация «переставки» в пологом повороте и, наконец, «объезд препятствия». Каждый этап можно проходить раз семь-десять, постепенно увеличивая скорость. При этом давали опробовать и порожние машины, и груженные балластом, да еще и с разными двигателями.

Что же показали «пытки с пристрастием»? Основной вывод — «больной» выздоровел. Крен в поворотах стал умеренным, а поведение машины в них — более надежным. На ровном газу заноса «кормы» не возникает, а при торможении двигателем небольшой занос в повороте, близком к предельному, легко парируется рулем. При этом отчетливо ощущаешь подтормаживание переднего наружного колеса, стабилизирующее машину. На «змейке» и «объезде препятствия» поведение машины также стало вполне уверенным, прогнозируемым. Амортизаторы эффективно гасят энергию колебаний кузова, не позволяя отрываться внутренним колесам. Забросить «хвост» и поставить «Мерседес» поперек дороги теперь не удается — не позволяет умная ESP. Почти не подламывается и широкая новая резина.

После специальных упражнений я еще с полчаса гонял машину по полигону. Здесь выявилась такая особенность. Когда пытаешься пройти поворот на ровном газу, но со слишком высокой скоростью, передние колеса начинают «плыть» к внешней бровке. Нормальная водительская реакция — «сброс газа», при котором переднеприводная машина «заныривает» в поворот. Если же вы почему-то этого не сделали — не беда. Система стабилизации сама уменьшит тягу двигателя, да еще и притормозит внутреннее заднее колесо, «заправляя» машину в поворот.

Неужели все так прекрасно? А как же езда в управляемом заносе и другие лихие приемы? Да никак. Вся эта умная электроника входит в стандартную комплектацию и отключение ее не предусмотрено. Конечно, тренированный профессионал, используя приемы спортивной езды, без этих премудростей сможет пройти трассу быстрее. Но вопрос — много ли таких за рулем и насколько объективна их самооценка. Предвижу встречный вопрос: а сам-то каков? Грешен, электронику уважаю, но себе доверяю больше. Впрочем, возможно так же брюзжали те, кто впервые опробовал АБС, коробку «автомат», да, в конце концов, просто пересел с лошади на автомобиль. Ничего — привыкли...

Монпелье — Париж — Москва

Имитация «переставки» на пологой дуге.

Маневр и торможение в изогнутом коридоре. Справа на табло — скорость прохождения входного створа.

«Змейка»: половина трассы сухая, половина обильно полита водой.

«Объезд препятствия» — все колеса на асфальте, крен — минимальный... «Лечение» прошло успешно.

Все упражнения сопровождались тщательными замерами параметров движения.

Предельный поворот на полном газу — как видно, и здесь все о'кей.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Mercedes-Benz A-класса

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...