213
214
215
9когда полностью износилась с одной стороны (фото 3), а у других совсем отвалились накладки (фото 4). Интересно, что каждый шип сломался посредине своей длины - другая половина осталась в отвер-лодки - заедание поршня в скобе - удалось устранить без разборки: хватило очистки. Резиновый чехол заменили, благо, ремонтный комплект, выпущенный Балаковским РТИ, купили в первом же магазине.Односторонний износ тормозной колодки следствие заедания поршня в скобе.Ушки, оторванные от нижнего рычага амортизатором.Площадка кронштейна, вырванная верхним ухом амортизатора.Накладки отвалились от основания колодок, оставив в них половины шипов. стии колодки, место же излома имеет полусферическую форму. Почему - непонятно. Прослужили колодки меньше 10 тыс. км, а ведь внешне имели вполне заводекой вид. Причину неравномерного износа ко-9Наконец, о самой большой беде амортизаторах. После испытаний различных марок (см. ЗР, 1998, № 1) на машине остались "Кони". С ними хорошо было ездить, пока через два месяца не вытекла жидкость из одного переднего. Дилер взял весь комплект на исследование. Поставили на машину комплект "Ранчо". Увы, на дорогах с небольшими неровностями, выбитом асфальте они удовольствия не доставляли. Словно чувствуя наше скрытое недовольство, эти амортизаторы тоже потребовали замены: сначала левый передний оторвал ушки нижнего рычага (фото 5), а затем правый выломал площадку кронштейна,где крепится верхнее ухо (фото 6). Видимо, начало разрушению положили наши довольно жесткие испытания (см. ЗР, 1998, № 1), а не конкретная модель стоек. После этого "долом" стал лишь вопросом времени. Чтобы восстановить место крепления, пришлось изготовить новые кронштейны из стального листа и приварить к кузову. Этот случай лишний раз показал, что применение узлов и деталей, не прошедших заводских (в данном случае вазовских) испытаний, чревато самыми неприятными последствиями. Не гарантирует от них и рекомендация завода-изготовителя узла (как в нашем случае), сколь бы громко ни звучало его имя в рекламе. Сейчас на машину вернули родные амортизаторы, изготовленные СААЗом. Они нормально работают на разных дорогах - ведь их характеристика в свое время была подобрана ВАЗом. И если они сделаны добротно, а не собраны кое-как, то служат исправно: по сообщениям владельцев "нив" - 60 и более тысяч километров. Так что, право, едва ли стоит переплачивать за иностранные изделия. Напомню, что цена комплекта амортизаторов "Кони" 2200, "Ранчо"- 2650, а СААЗ - всего 280 руб. Другие затраты: передние колодки - 35, две камеры -110 руб. Работа - нашего техцентра.i — I VLT.САМАРА" ЧЕРЕЗ 160 ТЫСЯЧЕвгений БОРИСЕНКОВ На своем веку "99-я" повидала многое: участвовала в рейдах и испытаниях ЗР, проглатывала в один присест по две тысячи километров, пробовала на себе различные устройства и агрегаты, пила и ела невиданные снадобья - новые масла, смазки, добавки к бензину и, на удивление, до сих пор жива. Но наихудшим в судьбе нашей машиненки были не изнурительные тесты, а частая смена хозяев. Редкий автомобиль переживает четырех. У нашей их было семь... Наконец, поставили ее, честно отпахавшую на редакцию и читателей без малого шесть лет, к забору. И решили продать. Охотников не находилось даже за полторы тысячи долларов. А между тем нашему техцентру "Крестовский" крепко не хватало служебногоМодель-ВАЗ-21099; изготовитель - АвтоВАЗ; выпуск май 1992; пробег на момент отчета- 160тыс. км; предыдущие публикации - ЗР, 1993, №4;1994, №3.7; 1995. №6; 1996, №6; 1997, №5.транспорта. Подал заявку - и вскоре получил ключи, документы и напутствие: "Там почти все в порядке - только аккумулятор плох". В душе заерзал червь сомнения - так ли? "Почти все в порядке" на машине "от забора" может иметь разные толкования. "Девяносто девятая", - догадался я, глядя на торчащий из сугроба багажник. Машина уже три месяца оставалась бездыханной. Чтобы добраться до двери, пришлось немало потрудиться. Попасть в салон удалось, лишь засунув металлическую линейку-крючок между уплотнителем истеклом - по-другому заржавевший замок открываться не пожелал. Вскоре выяснилось, что упрямый механизм не отпирается также и изнутри... В общем, ситуация сильно смахивала на сказку про яйцо Кащея со смертоносной иглой внутри. Подвижность замкам вернули, распылив на них около четверти литра WD-40 (25 руб.), заменив внутреннюю ручку водительской двери (12 руб.) и все как следует отрегулировав. Одновременно заменили левый передний стеклоподъемник (128 руб. 70 коп.) - из его механизма выпала "ведущая" ось (та, на которую надевается ручка). На первую попытку пуска двигатель не отреагировал: в бортовой сети отсутствовало напряжение. Как оказалось, аккумулятор пал жертвой охранной системы. Сгнивший "дотла" концевик капота замкнул цепь, и погребенная под снегом машина воем сирены тщетно взывала о помощи до по-ЗР 9/98213 следнего ампер-часа. Никто не услышал. После установки свежей батареи мотор на удивление легко ожил и бодро затроил, испуская клубы сизого дыма. Его готовил второй цилиндр. Соскочивший с высоковольтного провода металлический наконечник создал непреодолимый для искры зазор. "До кучи" поменяли весь комплект проводов (90 руб.) Диагностику узлов и агрегатов отложили на потом - не терпелось осмотреть кузов. В солидном возрасте (6 лет) и при пробеге 160 тыс. км он оказалсярасполагает к общению (особенно если пассажир - дама). С другой - несколько затрудняет наблюдение за дорогой и развивает кривошею. Заводской это брак или печать времени - предстоит выяснить в ближайшее время. В отличие от кузова, переднюю подвеску пришлось основательно перетряхнуть. Заменили шаровые опоры (90 руб.), кронштейны растяжек (60 руб.), подушки штанги стабилизатора (8 руб.), стойки стабилизатора (50 руб.) и рычаги в сборе (300 руб.). Увяносто девятой" проседают быстрее, чем на других машинах этого семейства. Нам, видимо, повезло. В отношении эффективности тормозов мнения разделились. Владельцы "москвичей" восхищались, счастливый обладатель "Форда" скептически помалкивал. Вскрытие показало, что износ тормозных механизмов передних колес - в пределах допускаемого. А вот поршни задних цилиндров из-за коррозии напрочь потеряли подвижность. Похоже, отсутствие тормозного усилия на задних колесах при малой загрузке на замедлении никак не сказывается, а поездить с грузом мы (к счастью!) еще не успели. На это обстоятельство стоит обратить внимание владельцам подержанных машин! Цилиндры (60 руб.) заменили вместе с порядком изношенными задними колодками (56 руб.) - чтобы в ближайшем будущем сюда не заглядывать. Вскоре неприятный сюрприз преподнес двигатель - в движении начала загораться лампа аварийного падения давления масла. Но стоило выключить зажигание на несколько секунд - и все приходило в норму. Через пару километров историяКрупные вмятины на крыльях заделывать не стали - пришлось бы менять детали. Это дорого, старые еще поживут.в полном порядке. Удивило почти полное отсутствие следов коррозии. Краска сохранилась хорошо, и только на порогах и нижней части дверей местами обнажился грунт. Маленькая дырочка в переднем крыле на этом фоне выглядела случайной. Осмотр "подводной" части подтвердил - в сварочных работах кузов не нуждается. Правда, около правого "домика" передней подвески обнаружили небольшую трещину (явление на машинах этого семейства нередкое), но с ремонтом решили повременить. А чтобы проследить, будет ли она увеличиваться, края обозначили керном. Кроме того, помятые торцы передних крыльев требовали вмешательства жестянщика. Ремонт по минимуму обошелся в 600 руб. После чистки салона с помощью губки, мыла, пылесоса и Turtle Wax (бесплатно, из старых запасов) оказалось, что от времени он почти не пострадал - передняя панель, например, скрипит, как новая. Непонятно только, куда исчезла вся обивка багажника. Некоторые сомнения вызвала спинка водительского сиденья, легко позволяющая сидеть вполоборота к пассажиру. С одной стороны, это как бывсех деталей, кроме опор, "съелись" резинки. Предвидя грядущий "сход-развал", попробовали покрутить регулировочные болты на стойках - один обломили, на остальных сорвали резьбу. Силовой подход обошелся еще в 23 руб. Собственно регулировка углов управляемых колес - в 140 руб. Стойки проверили по старинке - раскачав автомобиль за крыло. Результат удовлетворил. Задняя подвеска никаких хлопот не доставила. Удивила только высокая посадка кузова при отсутствии каких-либо дополнительных прокладок. А ведь общеизвестно, что более нагруженные (за счет консоли багажника) задние пружины "де-На задке "побои" удалось убрать без покраски. Издалека их не видно вовсе.повторялась. Передвигаться короткими перебежками нам не понравилось. Кроме того, постоянная тренировка условного рефлекса (лампа зажглась - выключил зажигание - лампа погасла - пауза - включил зажигание и т. д.) в течение получаса приводила человека на грань буйного помешательства. Надо было принимать меры. Как выяснилось, дефект встречался на этом автомобиле и ранее, из-за него заменили уже два масляных насоса. Зная, что снаряд дважды в одну воронку не падает (а трижды - тем более!), причину ре-214ЗР 9/98 шили поискать в другом месте. Для начала сняли поддон картера и осмотрели маслоприемник. Пространство между сеткой и сферическим демпфером (это такая круглая железка с дыркой посредине, закрывающая сетку) было плотно забито массой, напоминающей неукатанный асфальт. Свободной оставалась лишь небольшая часть сетки напротив отверстия в демпфере. На дне картера в остатках масла плескалась такая же гадость. Похо-ности блока. После этого тщательно очистили маслоприемник (для этого пришлось его развальцевать) и другие снятые детали. После сборки с заменой прокладок крышки и поддона (18 руб.) залили свежее масло (130 руб. плюс 62 руб. - фильтр) и без проблем наездили уже 2500 км. Считаем - дешево отделались. Запросто могли "попасть" на капитальный ремонт, что было бы вдвойне обидно при компрессии около 12 единиц во всех цилиндрах.делку купил доверчивый водитель на рынке. За новую фару пришлось выложить 140 руб. Из электрики заменили еще только выключатель указателя поворота (30 руб.) - в движении он занимал произвольное положение, без надобности включая то правый, то левый поворот. Приведение автомобиля в рабочее состояние увенчалось покупкой аптечки (нового образца - 116 руб.), огнетушителя4,IТа самая дырочка - единственная "добыча" кор"Помер тот сосед, что справа, а что слева - еще нет". Замена резинок в рычагах после 160 тыс. розии. км - ходимость отменная. Из кронштейна растяжки выпала втулка, но с такой можно ездить, если мириться со стуками в подвеске. Защитное покрытие порогов - сам погибай, а краску выручай. же, что при работающем двигателе частицы "асфальта" постепенно притягивались к сетке, перекрывая в конце концов доступ масла к насосу. После остановки горячее стекающее масло возвращало их на исходные позиции - до следующего пуска. Своим происхождением загадочное вещество обязано, видимо, какой-то моющей добавке в масло. Всю жизнь кормили двигатель черт знает чем, а потом вдруг решили помыть. Получилось - как всегда. Напрашивается вывод, что, эксплуатируя двигатель на низкосортном масле, нужно либо промывать систему регулярно (через 20-30 тыс. км), либо не мыть вообще (при капремонте помоют). Высококачественные же масла с пакетом моющих присадок дополнительного вмешательства не требуют. А мы поступили так. Отвернули клапанную крышку, корпус распредвала и, наживив поддон, пролили сверху бензином и продули все доступные внутренние поверхТормозного щита хватит тысячи на полторы. Высоковольтный провод - где тонко, там и рвется. (30 руб.) и знака аварийной остановки (15 руб.). Как видите, в свои шесть лет при 160тысячном пробеге машина вовсе не похожа на старую развалину. Да и сумма, затраченная на ремонт "механики", не столь велика - 1422 руб. 70 коп. На рынке такой автомобиль сегодня стоит примерно 2,5 3 тыс. у. е. Неплохое приобретение! А наши испытания продолжаются...Будь резина чехла получше - шаровая опора ходила бы дольше. Коробка передач, хоть и похрюкивает при неаккуратном обращении, со своей работой справляется честно. Сцепление и ШРУСы тоже еще послужат. Во время первой же вечерней поездки заметили, что левая фара светит как-то тускло. При ближайшем рассмотрении оказалось, что ее отражатель... покрашен серебрянкой, а стекло вклеено самопально. Словом, очень похожа на настоящую и отличается от нее только тем, что не работает. Скорее всего, подВАЗ-21099: ИТОГИ В ЦИФРАХ Элементы Оценка Расходы, надежности автомобиля руб. Кузов 4 165,7 Двигатель 5 210 Подвеска 3 671 Тормоза 4 116 Электрооборудое ание 4 260 Средняя оценка, 4 общие расходы* 1422,7'Без учета стоимости кузовного ремонта, не вызванного естественным износом.ЗР 9/98215