224
ЫМУ р\Л Pp\MlПоследние достижения техники позволили создать генераторы небольшого размера без охлаждающего вентилятора снаружи. Название им - "компакт-генераторы'Новый генератор.Алексей АГАФОНОВ Вот один из них - небольшой, легкий, даже изящный, благодаря ажурному корпусу. С виду не хуже "Боша", но вчетверо дешевле! Предназначен для работы со всеми вазовскими моторами. Освоил его Московский завод автотракторного оборудования № 1 (АТЭ-1), присвоив индекс 26.3771. У автомобилей ВАЗ передаточное отношение шкивов двигателя и генератора 1:2,04. При таком значении новый генератор даже на холостом ходу двигателя отдает ток не менее 25 А, чего вполне достаточно для снабжения энергией всех включенных приборов. Столь высокая <60 мощность достигается благодаря волновой обмотке статора (провод наматывается способом "волна") и применению обмоточного провода большего сечения (он позволяет максимально заполнить пазы статора). Это повышает мощностные характеристики генератора, снижает шум.широкой серии 6-180502К1С9Ш1 и 6-180503КС9Ш1 со сроком службы 150 тыс. км пробега автомобиля, тогда как для генераторов Г221, 37.3701 - 125 тыс. км. Увеличен ресурс щеточного узла - в нем применены контактные кольца меньшего диаметра. Стало быть, понизилась окружная скорость в пятне контакта и, соответственно, износ. Встроенный интегральный регулятор напряжения типа Я212А11Е или 36.3702 объединен со щеточным узлом. Применение новой элементной базы на основе ин-Сравним мощностные показатели самарского генератора 37.3701, "древнего" Г221 и генератора компактного типа 26.3771 для ВАЗ-2101-2109. На графике представлены их токоскоростные характеристики, соответствующие техническим условиям. Частота вращения генератора определена с учетом передаточного отношения шкивов, равного 1:2,04. Итак, при оборотах двигателя, близких к холостым, генеВыйти из положения можно, приратор Г221 вырабатывает ток 18 А, геменив в выпрямительных блоках но1000 2000 3000 4000 5000 Частота вращения ротора генератора п, об/мин нератор 37.3701 - 29 А, а генератор вые силовые диоды с так называемым 26.3771 - 26 А. При движении автомоэффектом Зенера (проще - стабилибиля со скоростью около 80 км/ч на Токоскоростные характеристики генераторов: 1 -Г221 ; троны). Не вдаваясь в тонкости, ска2-37.3701; 3-26.3771. четвертой передаче (обороты двигатежем только, что они ограничивают ля 2500 об/мин) генератор Г221 выракратковременный бросок напряжения батывает ток 42 А, генератор 37.3701 - тегральной технологии (управляющая мидо безопасных для электроники 40 В. 55 А, генератор 26.3771 - 57 А. кросхема) при изготовлении регуляторов Часть генераторов 26.3771 как раз и буКак видите, энергетические показаповысило стабильность напряжения генедет оснащаться выпрямительными блокатели генератора 26.2771 лучше, чем у раторной установки при увеличении тока ми с эффектом Зенера, что не намного Г221, а генератору 37.3701 он уступает нагрузки. К тому же регулятор напряже(примерно на 5%) увеличит их цену. совсем немного и только на малых оборония выполнен в металлостеклянном корВ заключение следует сказать, что пусе, который, в отличие от пластмассовогенератор 26.3771 имеет сертификат Ростах двигателя. Несколько слов о конструкции. В генего (как, например, у генератора 37.3701), сии, а завод дает двухлетнюю гарантию раторе 26.3771 установлены подшипники исключает внутренние обрывы проводни- со дня продажи через розничную сеть.ков, связанные с термоударами. Щеточноконтактный узел закрыт пластмассовым кожухом. Центробежные вентиляторы расположены внутри генератора - на торцах полюсной системы ротора. Даже при максимальных оборотах генератор охлаждается без лишних аэродинамических шумов. На внешней стороне крышки со стороны контактных колец расположен выпрямительный блок типа БПВ 86-60, закрытый пластмассовым кожухом. С наружной стороны кожуха установлен конденсатор емкостью 2,2 мкФ, снижающий радиопомехи. Новый генератор примерно на 0,5 кг легче, чем 37.3701, диаметр корпуса на 20 мм меньше, поэтому его проще установить на двигатель. Современные автомобили насыщены различной"умной"электроникой - управлением подачей топлива, бортовыми компьютерами, навигационными системами, магнитолами и сигнализациями. Между тем, известно, что при внезапном отключении нагрузки в 12-вольтовой бортовой сети кратковременный скачок напряжения иногда превышает 100 В. Даже для защищенных фильтрами электронных приборов это чувствительно. (Многие жалуются на вроде бы беспричинные сбои аппаратуры.)224ЗР 9/98