152
153
тштмтПОБОРОТЬ "СИНДРОМ ГОНЩИКА'В Бразилии ужесточили наказания за нарушение правил дорожного движения.80% случаев виновата не техника, а сами водители: употребление спиртного и наркотиков, превышение скорости и т.п. Казалось, так было, есть и будет. Бразильские законодатели решили по-другому. Не теряя времени на всякого рода увязки и согласования, они недавно приняли новые правила дорожного движения. Разработчики явно исходили из следующего: самое дорогое у человека жизнь, потом - кошелек. Раз водители не ценят первое, надо ударить по второму.Страсть к скорости у бразильцев, как иу русских, в крови. Надо очень верить в удачу и судьбу, чтобы нестись на красный свет, без всякой видимой нужды сновать из ряда в ряд и не обращать никакого внимания на пешеходов. Бразильскими водителями движет синдром гонщика Айртона Сенны, которому здесь продолжают поклоняться и после его гибели. Статистика сурова: ежегодно в Бразилии происходит 750 тысяч ДТП, в которых гибнет до 30 тысяс человек (по неофициальным данным - более 40 тысяч) итысячи получают разного рода ранения и увечья, почти О серьезности под200 тысяч остаются инвалидами. Не всякая война уносит хода можно судить по столько жизней. Ежегодный суммам штрафов: материальный ущерб от дорож- нарушения сверхтяжкие: вождение в нено-транспортных происшесттрезвом виде, "гонки" вий оценивается в сумму более на дороге, вождение 4 млрд. долларов. По данным при изъятых поместной дорожной полиции, в лицией "правах" - порядка $720 ; - серьезные нарушения: например, опасный обгон, неоказание помощи пострадавшему, непристегнутый ремень безопасности ( ! ) - около $100;ИМгУДШ^ииге Яг гш^ВВш№кШ^^^ктШ$\ *Ш^^^кЩ\гi 71152ЗР 9/98 - нарушения средней тяжести это, например, пользование сотовым телефоном в движении, остановка на пешеходном переходе Вождение одной рукой, вывесив другую в окно, - $65; - легкие нарушения - подача звукового сигнала в неустановленном месте, отсутствие водительских документов - $40. Заметим, что средний доход бразильца вовсе не такой высокий по западным меркам около 350 долларов в месяц. Это только материальная сторона дела. Существует и моральная - угроза превратитьправонарушение, теперь переходит в категорию преступлений и наказывается более продолжительными сроками тюремного заключения. Вопрос только в том, как власти собираются осуществлять свои угрозы. Бразильские водители никогда тюрьмы особо не боялись. Для них там просто не хватало мест, которые были заняты более "достойными" постояльцами. Кроме того, адвокаты успешно используют очень старый закон, по которому человеку с высшим образованием, например, полагается отдельная камера. Но где ее взять при чудовищной переполненности тюрем? Каковы результаты первых месяцев действия нового дорожного кодекса? Невооруженным глазом можно заметить, что водители снизили скорость и стали осторожнее. По официальным данным, количество ДТП сократилось на 50%. Правда, лихачей пока хватает, ведь окончательное отрезвление придет тогда, когда радарные данные воплотятся в штрафные уведомления и почта доставит их "гонщику". Говорят, в самый первый день действия новых правил один водитель набрал штрафов на две с лишним тысячи долларов. Интересно, что уже во многих городах фактически ; разрешен проезд на красный свет в ночное время. Это вызвано тем, что дисциплинированные водители оказывались жертвами вооруженных грабителей на пустынных перекрестках. Так было всегда, но с ужесточением правил дисциплинированных стало больше, и после нескольких нашумевших убийств стало понятно, что этот пункт правил требует доработки. Префектура Рио-деЖанейро, например, планирует перевести светофоры в ночное время в режим "мигалок". Естественно, новые правила могут работать только при эффективном контроле со стороны дорожной полиции. На улицы каждый день выводятся дополнительные силы. Активно контрактуются полицейские-пенсионеры, принято на работу много женщин. "Женщины ничего не прощают", - так комментируют их работу коллеги-мужчины. Увеличено число радаров на наиболее оживленных магистралях. Самое главное - добиться психологического перелома. И, похоже, сдвиг наметился не только у водителей, но иу пешеходов Уличную сцену, когда отец зас ^ Н рейти на зебру", г около нее, просто невозможно было представить еще несколько недель назад. Не обходится без курьезов. Водитель бьет СЗЕ ящую на светофоре машину. Несколько секунд размышляет, затем дает газу и уезжает. Народу на улице полно, и еговодителя в пешехода. Лишиться "прав" довольно просто. Для этого достаточно набрать 20 штрафных очков, которые начисляются параллельно с денежными штрафами. Их можно получить за одну минуту во вполне типичной для Рио-деЖанейро ситуации: непристегнутый водитель (5 очков) проезжает на красный свет (7), останавливает машину на пешеходном переходе (4), рука высунута в окно (еще 4). Итого 20 очков и около $370 штрафа. Наезд на пешехода (без отягчающих обстоятельств), который ранее рассматривался как неумышленноеномер явно записали. Вероятнее всего, он успел просчитать, что скрыться с места происшествия ему обойдется дешевле, чем платить за другие, оставшиад ся в тайне обстоятельства, например, за вторую, явно лишнюю, кружку пива. Каждый день в рекламе телевидения даются разъяснения положений новых дорожных правил. Для этого привлекаются не только полицейские чины, но и уважаемые в стране артисты и спортсмены. Известные бразильские пилоты формулы "Инди" Эмерсон Фиттипальди и Андре Рибейру обращаются, например, к своим согражданам с таким лозунгом: "Бразилия - страна первоклассных гонщиков. Сделаем ее страной первоклассных водителей!''