АВТОПРОМИстория местного Завода автотракторных запальных свечей (ЗАЗС) началась в 1942 году с производства технической керамики. Лишь спустя 18 лет здесь стали выпускать свечи зажигания. Проектная мощность впечатляла - 30 млн. штук в год, но уже в 1967 году было решено увеличить ее до 45 миллионов. Сегодня наш крупнейший "свечной" завод выпускает тридцать наименований свечей зажигания для различной техники - от бензопил и мотокультиваторов до военных образцов. Но основная его продукция предназначена для автомобильных двигателей.правляйся на переквалификацию, не помогает - завод обойдется без тебя. Результаты такой "внутренней политики" не заставили себя ждать: действующая на заводе система обеспечения качества продукции признана соответствующей международному стандарту ISO 9001 и не так давно предприятие получило престижный международный приз "За качество". Сотрудничество с "Бошем" подразумевает программу инвестиций в предприятие на сумму 50 млн. немецких марок, объединение инженерного потенциала, обучение российских специалистов и "подгонку" тех-ьчиои сипдочей АУ17ДВРМ с уменьшенным шестигранником для нового вазовского двигателя с четырьмя клапанами на цилиндр. Нетрудно предвидеть возражения скептиков: под крылышком такого гиганта, как "Бош", каждый может... Так вот, к нынешним достижениям завода немецкая фирма пока руку всерьез приложить не успела, программа сотрудничества только начинается. Смысл произошедшего именно в том, что интересы иностранного инвестора привлек успешно работающий завод. Последние несколько лет на предприятии не прекращается модернизация производства. Один только пример. Переход на технологию холодного выдавливания (вместо штамповки) позволил заметно повысить коэффициент использования металла, уменьшить количество печей отжига заготовок, сократить потребление электроэнергии. Для того чтобы освоиться в рыночной экономике, потребовались серьезные изменения вАлександр БУДКИН. Фото Александра ПолунинаЗаводов автомобильного профиля, успешно работающих сегодня в России, совсем немного. Один из них - в городе Энгельсе.Экскурсия по цехам стала для нас отнических условий завода ЗАЗС под станэкономической политике предприятия. Закровением: никак не соответствовало увидарты "Бош". В перспективе, помимо свевод почти полностью отказался от бартерденное нами тому, что привыкли наблючей зажигания, планируется выпуск компоных сделок. Ведь искусственно завышендать на заводах нынешнего "переходного нентов систем впрыска топлива для бензиная стоимость продукции при бартерном периода". У каждой бригады стоял стенд новых двигателей. Не обошлось, правда, в обмене приводила к увеличению налогов, а контроля качества. Каждый час со станков этом сотрудничестве и без курьезов: как- появление собственной продукции на рынбрали заготовки для оценки их параметров то раз наши послали на экспертизу в Герке обходными путями - к сбиванию цены на и результаты измерений наносили на граманию партию свечей, дескать, проверьте, "легальный" товар. Переход на нормальные фики: кривые, слегка колеблясь вверх- убедитесь, что часть заводского оборудоденежные отношения, напротив, дает завовниз, монотонно ползли между двумя жирвания неплохо бы обновить... Фокус не ду необходимые оборотные средства, возными красными линиями - это допуск на отудался: немецкие специалисты сочли, что можность выйти со своей продукцией на циклонение размера. Пришлось стать свиде"...существующее на заводе оборудование вилизованный рынок. Правда, заработки телем того, как возле одного станка засуепозволяет обеспечить высокое качество рабочих пока меньше, чем того хотелось бы, зато регулярно выплачиваются. тились люди: кривая начала отклоняться продукции и модернизации не требует...". После всего, что мы увидели, стало поот середины допуска к его нижней границе. Еще один штрих к портрету завода: Через пять минут станок был остановлен нятно, как заводу удается постоянно расздесь приняли решение снизить на 11% для переналадки - будто мы и не в России ширять ассортимент выпускаемой продукотпускные цены на свечи зажигания для ции: на смену классическим "жигулевским" сельхозтехники на период весенне-летних вовсе, а в какой-нибудь Германии... свечам А17ДВ пришли более современные полевых работ. Стоп, мы недалеки от истины. С неО чем говорит опыт ЗАЗС и некоторых давних пор контрольный пакет акций А17ДВ-10 - их можно ставить на многие мопредприятия принадлежит фирме "Бош", дели "мерседесов", выпускавшихся до 1991 других успешно работающих предприятий? которая в представлении не нуждается. года. Вместо привычных для владельцев О том, в частности, что рыночная экономика Попробуй выпустить брак, сразу спросят: "самар" свечей А17ДВР предлагаются нопонемногу создает предпосылки для прихо"Завод-то чей? "Бошевский"?... так-так..." вые А17ДВРМ с медно-никелевым электрода в Россию как иностранных, так и своих, Вот и поставлены здесь рабочие в такие дом. Они предназначены для двигателей с внутренних инвесторов. Только они ведь ушусловия, при которых от качества выпуссистемой впрыска, но их можно с успехом лые, все норовят прийти на готовое. Так что каемой ими продукции зависит их собстприменять и на обычных "восьмерках" и "дене будем забывать старую, как мир, истину: венная судьба: допускаешь ошибки - от- вятках". Освоен выпуск перспективных све- на Бога надейся, а сам не плошай.84ЗР 9/98