10
11
12
Ш:М!И1ЯШ*ЬШЫ.ШИРублем инвестора собирается ударить по бездорожью дирекция платных дорог ФДС России.А ДОРОГА№йЯ£Я.ta о tii<Mi. чЯь 1t~Knefreuiia-fi юбелел (шйфьиш» Kfiocjf н» бна&ь- еаь(и?£енно*му щоссс а*к 1. "ТКимх, $» *- 0{ьл&. С <уййс/гы.Яисе*и «fiacfftx $ьлфа>- качяШь- e£tfo utacсейньсх' уенег 6- ^лЫнлбн<мс уьме <£tttf ftewt ОтшуХй. • • "• Из рапорта начальника 6-го отделения 4-го округа путей сообщения инженер-полковника Бергеля. "../KfutfutUkb- tf&McoefyuijHbuH. еь}уянис к, funjiuHiuc 6 "Российский Фе^ерАtfuu ceiOu клявшыХлЫкш»&МЩ& qefibt e&uet* H»M-JO&AHUA...". Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" от 27 июня 1998 года Л « 728. УЛюбопытная ситуация: платные дороги существовали в России почти сто лет до 1917 года. Для их организации императору потребовался всего один указ. Для восстановления системы платных дорог нужно десятилетие и более двух десятков законов, указов и постановлений. Из справки Федеральной дорожной службы (ФДС) России: "За последние два года объемы междугородных перевозок увеличились на 25%. Из них: грузооборот - 157 млрд. км, пассажирооборот - j 188 млрд. км. По составу ТС: 3,2 млн. грузовых автомобилей, 0,5 млн. автобусов и 16 млн. легковых автомобилей. Прирост ТС за семь лет составил 182%. Минималь-Большинство многополосных дорог не соответствует современным требованиям... Это привело к снижению средней скорости до 30 км/ч, что увеличивает стоимость перевозок на 30-50%, приводит к перерасходу горючего в 1,5 раза, увеличению стоимости обслуживания автомобилей в три раза; срок службы автопокрышек сократился в два раза, на треть снизился срок службы ТС. Реальные суммы экономических потерь подсчитать невозможно, но, по самым скромным оценкам, они составляют уже сотни миллиардов рублей". Впрочем, о нехватке дорог и огромных потерях говорили еще во времена СССР. Однако до 1990 года - до новой волны автомобилизации - ситуацию называли терпимой. В 1994 году правительство приняло федеральную программу "Дороги России", получившую статус "Президентской". В ней сказано: "Для достижения минимально необходимой для страны плотности дорожной сети потребуется около 560 млрд. рублей". Очевидно, ужаснувшись таким цифрам, мтрольный пункт на мосту в Семил само правительство начало Воронежской области. спускать федеральную пропая протяженность дорог в РФ должна сограмму на тормозах: вот стабилизируется пит затраты (по расчетам, один вложенный рубль принесет 30 рублей прибыли). ставлять 1,5 млн. км. В настоящее время - экономика, тогда и займемся. 956 тыс. км, из которых более 200 тыс. км Вместе с тем, еще в 1992 году появилОднако не на любой дороге можно постане имеют твердого покрытия. Из общей ся президентский Указ "О строительстве и вить шлагбаум и собирать деньги. Во-пердорожной сети магистральные дороги соэксплуатации автомобильных дорог на вых, у платной обязательно должен быть ставляют 3%, но обеспечивают более 30% коммерческой основе". Идея, заложенная альтернативный, бесплатный маршрут. всех перевозок. Протяженность дорог св Указе, проста: на деньги инвестора строВо-вторых, сама дорога должна быть втоколичеством полос более трех составляет ится (реконструируется) дорога, а потом рой, а лучше первой категории. Это зна2,2 тыс. км, потребность - 12 тыс. км. он ей владеет, пока с процентами не окучит: число полос не менее четырех (зави-10ЗР 9/98 ЧЕКОВОЙСтроительство платной дороги в обход города Задонска Липецкой области. Дмитри Фото Виктора Загуме и Владимира Трусова ну, иначе пользователь предпочтет иной маршрут. Здесь тот самый случай, когда "лучше меньше, но больше". Итак, главное - выбрав (добровольно!) платную магистраль - водитель будет уверен: за свои деньги он сократит рас--«*£рез Дон в Воронежской области и путепровод через железную дорогу в Саратове. Удался лишь воронежский вариант. Тот мост бросили недостроенным еще в 1990 году - не было денег. Привлекли банковские кредиты и - трудно поверить "стройка века" завершилась в 1994-м! С той поры за четыре года сумели компенсировать почти 30% стоимости трехкилометрового моста. Знаете почему? По той простой причине, что 95% водителей предпочитали заплатить рубль (один!) и ехать быстро, нежели торчать часами на соседней понтонной переправе. СейчасЖкого мост* JM Оку в Москоееко^лбшет*.сит от интенсивности движения), отличное покрытие, разметка, освещение, знаки (и "добрая" ГИБДД?). Допустимая скорость движения - не менее 120 км/ч. Плюс придорожный сервис, который позволит быстрее окупить проект (в течение 20-40 лет). Государство не собирается ограничивать верхнюю планку сборов. Однако инвестору попросту невыгодно задирать це-стояние, получит выигрыш во времени и поедет с комфортом без нервотрепки и ДТП. Таким образом, платные дороги - это всего лишь форма предоставления услуг. Не забудем и то, что хозяин трассы кровно заинтересован в рачительном использовании собственных денег, значит, скорейшем строительстве и примерном содержании автомагистралей. (Для справки: в мире около трех процентов дорог - платные. Наибольшее их число в Южной Корее.) Игнорировать президентские замыслы чиновники не могли. Поэтому в конце 1992 года в качестве эксперимента (ох уж наша любовь к лабораторным опытам!) решили использовать два объекта: мост чело мосту проходит шесть тысяч автомобилей в сутки. Своеобразное голосование "за" при помощи автомобиля. В 1996 году на строящейся трассе Воронеж-Тамбов (опять экспериментально) ввели десятикилометровый платный участок. Здесь шлагбаум уже работает синхронно с кассовым аппаратом, используются пластиковые карточки - возрослаЗР 9/98 ДОРОГИ И СООРУЖЕНИЯ, НАМЕЧЕННЫЕ ДЛЯ ПЛАТНОГО ПРОЕЗДАДлина, Участок кмПроектная скорость, км/чИнтенсивность движения, тыс. машин в суткиСрок сдачи. годАбинск-Кабардинка Мост через Малую Северную Двину у Котласа Белгород-Короча-Губкин Самара-Уфа-Челябинск 6.97 99.62015 ШШШШШШШ шшшшшшш120для легковых22005 2015700• • • • шшшшшшшне ограничена, для грузовых -13025402003Мест через Волгу на объездной дороге Саратова Ростов-на-Дону-Таганрог-граница Украины Мест через Волгу в Ульяновске МКАД-Кашира Петрозаводск-граница Финляндии С.-Петербург-порт на южном побережье Финского залива С.-Петербург-Выборг Обход Тосно (Ленинградская обл.) Кольцевая дорога вокруг С -Петербурга Мост под Каширой сдадут в 2000 году. Обход Вышнего Волочка (Ленинградская обл.) 12.8 10.9120 1502000 2001 2000 2001 20021512103.3••НИИ15012026478 81••••• 32 НИНИИ1 •••••19 182005 2000 2000 2006 2004218129 46,3••••в • • • • в150••••И ••••• 6,5 120пропускная способность контрольного пункта. За год сборы составили 40% от стоимости участка. С тем же успехом с 1997 года действует 16-километровый мост в Барнауле. Хорошо, конечно, - на платных участках местные власти (стараясь оправдать финансовое доверие) поддерживают порядок: освещение, светоотражающая разметка, катафоты, ограждения, ровное покрытие, знаки... Но пока это все эксперименты: сегодня - есть, а завтра - нет. Сдвиг произошел лишь в феврале 1998 года: в недрах ФДС была создана Дирекция платных дорог. Первое, с чем она столкнулась, - отсутствие законодательной базы и национальная ведомственная игра "перетягивание одеяла на себя". Хозяев дорог у нас как минимум четыре: Минтранс, Мингосимущество, ФДС и местные власти. Кому строить, кому обслуживать, кому отвечать за сделанное и кому в итоге получать прибыль - попробуй понять. Нужен закон "О платных дорогах", а его нет ив ближайшей перспективе не ожидается. Что остается делать? Сдавать в долгосрочную аренду под гарантии и надзором государства. Кому? Да любому юридическому лицу. Желательно, чтобы это лицо располагало кредитами банков (в том числе иностранных), средствами акционеров-учредителей или деньгами от выпуска облигаций и займов. Потенциальным инвесторам предложили 41 объект из числа действующих, строящихся и перспективных. Эти дороги (мосты, объезды) выбраны с расчетом на то, что из-за перечисленных выше удобствводители предпочтут их альтернативным. Снизится интенсивность потоков на бесплатных дорогах - повысится пропускная способность. Следовательно, ввод платных участков заметно разрядит обстановку и вытолкнет Россию из дорожного кризиса. Сегодня ведутся активные переговоры с инвесторами по 15 объектам (см. таблицу). Для них уже разработаны проектная документация, смета, этапы реализации и схемы финансирования. Из незапланированного, опять в качестве эксперимента, в октябре 1998 года будет введен трехкилометровый участок на дороге Минеральные Воды-Кисловодск... Из-за местных властей, устраивающих всевозможные поборы на дорогах, любая "платная" инициатива воспринимается водителями в штыки. С дорогами должно быть иначе. Ведь они выгодны всем, в первую очередь, самим водителям. Но... Слишком легко превратить изначально разумный проект в очередные безальтернативные поборы. Достаточно построитьплатный объезд города и запретить транзит через него. Или в качестве альтернативного маршрута проложить грунтовку. Пока нет нормального, работающего закона для защиты прав водителей (да и инвестора), самые благие и выгодные проекты имеют немалый шанс скатиться до уровня взимания дани. Да, кстати, а как с непременными в России исключениями из правил? Все ли будут платить (понятно, мы не имеем в виду "скорую помощь" и милицию)?'. . . Ofl^aScKOA КАЛА&Л WCUAUf-euecHii HfzocuiH xifScfuuxHio-fut, угШь- fia KOftAifxHue, * уифыиекки, ум/иг&шшосуаесейкыХ aSt/tad сГраШь кллШц 3л tft»ej& с членоб- месвйшь емьекма- и &мвЫЯкаха нанАльсЯбл « рассыльных... ". ("Отношение Орловской палаты государственных имуществ орловскому губернатору от 31 марта 1848 года о жалобе орловского окружного начальника на смотрителей заставы при реке Оптухе, которые в уплату дорожного сбора сняли с рассыльного окружного управления тулуп".)12ЗР 9/98