64
65
66
тюнингПРЕДЕЛ МЕЧТАНИИДо какой "отметки" имеет смысл совершенствовать серийную машину?Вадим КРЮЧКОВ. Фото автора и Игоря ТвердуноваЖелание обладать автомобилем с индивидуальными чертами вполне объяснимо. Спору нет, приятно красоваться за рулем машины, которая заметно отличается от конвейерных "сестер" - экстерьером, интерьером, ездовыми качествами. За такое удовольствие и деньги выложить не жалко. Но вот сколько? Базовую модель нельзя улучшать до бесконечности.После продолжительных поисков придем к заключению - чем меньше пластиковых деталей использовано при доработке кузова, тем оригинальнее и симпатичнее машина. Достойных результатов достигает тот, кто работает с металлом. Правда, обойдется это недешево. Пример - ВАЗ-2115, он же "Самара-2", улучшенный вариант "девяносто девятой".вейером пока не сложилось, собирают ее в опытно-промышленном производстве ВАЗа. По существу, получился заводской тюнинг. Под стать и цена: от 55 до 60 тысяч рублей - один из самых дорогих отечественных автомобилей (дороже'десятки"). Причем обновление салона отложено до лучших времен. Внутри почти как в "девяносто девятой" - четыре подголовника, высокая панель... Отличий два - иной руль и регулируемая рулевая колонка от ВАЗ-2110. Внешних изменений больше: скругленные передние и задние крылья, покатый капот, крышка багажника открывается до бампера. Добавим новые фары,Если реклама обещает вам "златые горы", например табун лошадиных сил да еще без потери надежности, - не верьте. Даже самые умелые руки не превратят полуторалитровую "Самару" в достойного конкурента "328-му" БМВ. Хотя, признаться, и "Лада" способна приятно удивлять. Так где же он, предел мечтаний? Где та самая черта, что отделяет глубокий тюнинг от постройки очень дорогих, но совершенно не пригодных для езды по обычным дорогам автомобилей? Чтобы расставить точки над "Г, будем постепенно, шаг за шагом улучшать переднеприводные модели ВАЗа и посмотрим, что из этого получится. Ступень первая изменение внешности. Оставив нетронутыми узлы и агрегаты, углубимся в мир навесных панелей, спойлеров и накладок.Этот автомобиль со слож ной судьбой. Поначалу он про ектировался как "наследник ВАЗ-21099 и должен был занять его место на конвейере За рубежом это называют рее тайлингом. Внешность подвер гают косметическим изменени ям, обновляют салон (сиденья обивку, панель приборов руль). Но у "пятнадцатой" с конВАЗ-2115 хоть и не шедевр, но выгодно отличается от "девяносто девятой".64ЗР 9/98 задние комбинированные фонари, облицовку радиатора, передний и задний бамперы. Навесных пластиковых деталей немного - накладки порогов, молдинги на боковинах и спойлер на крышке багажника. Оценивать художественные решения - дело, как известно, неблагодарное. На наш взгляд, "пятнадцатая" все-таки симпатичнее, современнее предшественницы ив потоке, как говорят, не затеряется. Механическая же часть - "голый" стандарт. И двигатель, и коробка передач, и ходовая. Итак, "пятнадцатая" для тех, кому внешний лоск важнее, чем улучшение ходовых качеств и комфорта. Наверное, этим можно объяснить, что желающие выложить 60 тысяч рублей за оригинальный обновленный кузов все-таки находятся. Ступень вторая - доводка узлов и агрегатов. Теперь уделим внимание "начинке". Двигатель ВАЗ-21083 подвергнемфорсировке - установим распредвал с измененными фазами газораспределения, коленчатый вал с иным радиусом кривошипа (ход поршня - 74,8 мм), регулируемый облегченный шкив распредвала с алюминиевой ступицей. Доработаем поршни, перенастроим карбюратор. Поколдуем над головкой блока цилиндров - увеличим сечение каналов, доработаем камеру сгорания. В трансмиссию установим главную пару 3,9, дифференциал повышенного трения (межколесную блокировку), ряд шестерен с измененными I, II, IV передачами. Полученные узлы подойдут как для ВАЗ2108, 2109, так и для "десятки". Выберем последнюю и, помимо перечисленных агрегатов, добавим ради большего комфорта комплект шумоизоляции и кондиционер. Пример подобного тюнинга - ВАЗ2110 от тольяттинской фирмы "ТоргМаш". Его двигатель рабочим объемом 1580 см 3Чрезмерным его не назовешь, да и нужен ли избыточный "заряд" людям, не владеющим контраварийными приемами. Остается одно сомнение: любые доработки, направленные на повышение мощности двигателя, неизбежно снижают его долговечность. Но то в теории. На деле тщательная ручная сборка позволяет устранить заводские огрехи. Так что доработанный умелыми руками мотор по ходимости вполне может состязаться с серийным но только, если форсировка умеренная (для этого двигателя - не больше 90 л. с ) . Кстати, предел усовершенствований уже близок. Можно вместо штатного карбюратора установить два "Вебера" (ЗР, 1998, № 4) или распределенный впрыск топлива с хитрой программой управления. Стандартный выпускной коллектор заменить на "паук" (настроенную систему выпуска). Заказать импортные амортизаторы, пружины и сцеп-развивает 63-66 кВт/8590 л. с. при 6100 об/мин, крутящий момент достигает 128 Нм , максимальная скорость 180 км/ч. Стоимость комплекса работ - около 14 тысяч рублей (без кондиционера), автомобиля в целом - 65 тысяч. Перед нами вариант тюнинга близкий к оптимальному по соотношению цена - качество.Подкапотное пространство "десятки". Установка кондиционера потребовала перенести точки крепления генератора. С виду тюнинговая вполне обычна.ление, отдача от которых далеко не всегда адекватна вложениям. На это потратим еще 10-15 тысяч рублей, мощность вырастет до 100-110 л. с. Все - выше этой планки кончается тюнинг и начинаются крайности, как технические, так и финансовые. Ступень третья - гоночный автомобиль. Дальнейшие попытки что-либо основательно улучшить неизбежно приведут к созданию спортивной машины. Например, в погоне за повышением проходимости, когда доработка одного узла требует коренной модернизации другого, мы, того гляди, получим кроссовый автомобиль. Скажем, "восьмерку", подобную той, что принадлежит чемпиону страны Владимиру Шарандину. На ходу - настоящий костотряс. Неудивительно: стихия машины - грунтовые трассы, прыжки, скачки по ямам. Мощность двигателя 96 кВт/130 л. с, отменная раз-ЗР 9/9865 Кроссовый ВАЗ чем пиона России 1998 гоДвигатель кроссовой "восьмерки". Датчикраспределитель отсутствует, зажиганием управляет электроника.гонная динамика, а вот максимальная скорость... 118-120 км/ч. Мало? Мы же предупреждали - аппарат узкоспециализированный. Кроссовые трассы изобилуют поворотами, длинных прямых там нет. Главное - быстро разогнаться и затормозить, а "максималка" дело второстепенное. Для асфальтированных дорог он вообще не пригоден. Что касается ресурса, хорошо, если двигатель выдержит 10-11 гонок. Попытки создать "короля шоссе" тоже крайность - так недолго получить автомобиль для кольцевых гонок. Посмотрите на снимки: внешне "боевая" машина весьма привлекательна. Под стать и характеристики; шестнадцатиклапанный двигатель объемом 1600 см3 развивает 146 кВт/ 197 л. с. при оборотах свыше 8000 в минуту, максимальная скорость - далеко за двести, отменная управляемость. Но из-за малого дорожного просвета и крайне жесткой подвески такая "восьмерка" пригодна только для специальных трасс. На ,чной асфальтовой дороге она будет тои дело цеплять споилером за неровности. О расходе топлива лучше не говорить - он очень велик: ведь двигатель нормально "дышит" лишь на высоких оборотах. Ресурс "кольцевого" двигателя зависит от множества факторов, но главная его задача - выдержать тренировку и гонку, в сумме километров 100-150. На столько же должно хватить специальных покрышек из мягкого состава. При этом цена машины выражается пятизначной цифрой (в долларах США). Но главное, обуздать ее крутой норов может только гонщик. Обычному водителю за рулем кольцевой "восьмерки" делать нечего - покалечит и себя и окружающих.Пора подвести итоги. Страждущим получить необычный автомобиль укажем финансовые ориентиры, которые в той или иной степени можно считать разумными. Напомним - речь идет о доработке переднеприводных машин ВАЗа. Если не брать в расчет антикор, сигнализацию, магнитолу, кондиционер, легкосплавные диски, то золотая середина изменения внешности или переделки механики, цена которых не превышает одной трети от стоимости нового автомобиля. То есть 80-90 л. с. без потери надежности двигателя, улучшенные коробка передач, подвеска, сцепление. Вариант предельный, для самых продвинутых и обеспеченных работы за половину стоимости машины или чуть дороже. Мощность 90-110 л. с. с небольшой потерей надежности, импортные комплектующие везде, где возможно. Вот он - предел мечтаний. Дальше - пустая трата денег с минимальной отдачей, ложные обещания недобросовестных продавцов, попытки получить то, не знаю что. В конце концов, за 90-120 тысяч рублей можно купить очень неплохую новую иномарку.Шестнадцатиклапанный мотор кольцевого автомобиля: пожалуй, предельная форсировка. Мощность -146 кВт/ 197 л. с. при рабочем объеме 1600 см 3 . Эта распластанная по земле "восьмерка" для кольцевых гонок.*чтZS