76
77
щшт ттшАлександр КРАСНОВ. Рисунок автора"ТОЙОТА-СЕЛИКА*тОдна из крупнейших в мире фирм словно приняла на себя почетное обязательство: каждую пятилетку по "Селике". Вот уже почти 30 лет с завидной регулярностью ее модернизируют, обновляют то косметически, то кардинально. Ясно, что без спортивного купе "Селика" программа "Тойоты" ныне выглядела бы несколько ущербно. А началось все в далекие 60-е... Но сначала - прогноз.Хотя "глазастая" "Селика" появилась совсем недавно, ей уже готовят замену. На этот раз речь идет не о рестайлинге или серьезной модернизации, а о совершенно новой модели. Правда, общая концепция останется прежней: двухдверный кузов 2 + 2 типа "купе-хэтчбек" (определеннее сказать о нем трудно), расположенный спереди двигатель, передние ведущие колеса с возможностью установки полного привода. Многие фирмы следуют принципу преемственности поколений, чтобы в новинке всегда угадывались "фамильные" черты. А вот в новом (седьмом по счету) поколении "Селики" таких черт в чистом виде мы, пожалуй, не найдем - это, скорее, "собирательный образ" современного купе. Такое свойственно всем поколениям "Селики" - этот феномен мы проследим чуть позже. Если нынешнюю модель отличает богатая пластика, круглые (вернее, эллипсные) фары, то новая выполнена в совершенно иной стилистике. Сейчас в автомобильном дизайне четко прослеживаются два основных направления (конечно, не считая их комбинаций) - подобие "био" и "нью-эйджес". Подробно на каждом останавливаться не будем, но отметим, что перспективная "Селика" тяготеет ко второму, тогда как предшественница явно принадлежит к первому направлению. Выдают новыйстиль более строгие формообразующие линии, наличие очень внятных треугольников, характерные фары-"глаза" весьма оригинальной формы. Внешние размеры изменятся незначительно (длина сократится до 4330 мм, ширина - до 1740 мм), а вот база увеличится на 65 мм и составит 2605 мм, что положительно скажется и на комфорте пассажиров, и на устойчивости. Интерьер выполнят в более традиционной манере - в темных тонах. Кроме обычных органов управления, на консоли появится 6-дюймовый дисплей на жидких кристаллах, отображающий, в частности, информацию навигационной системы. Предыдущие "селики" часто меняли "доноров", то есть автомобили, чьи агрегаты и узлы использовались в качестве базовых. Перспективная будет основываться на платформе "Короллы", от которой перейдут подвески и даже элементы кузова для полноприводного варианта, конечно, переработанные. Двигатели ожидаются совершенно новые: 1,8-литровый мощностью 114 л. с. и 2литровый - 173 л. с. Для спортивных вариантов предусматривается еще более мощный (около 200 л. с), позаимствованный также у "Короллы", но с определенными доработками. Динамика автомобиля заметно улучшится. До "сотни" он будет разгоняться за 7св "заряженной" версии, а в базовой -ЗР 9/98 щза 8,5 с. Сказываются и возросшая удельная мощность (масса снизится до 1050 кг), и улучшение аэродинамики, и более выгодные характеристики двигателей. Помимо вариантов, описанных выше, новая "Селика" будет выпускаться с кузовом кабриолет, предназначенным, в первую очередь, для внутреннего рынка. Дебют семейства ожидается в 1999 году. ПРЕДШЕСТВЕННИЦЫ Путь очень многих автомобилей к сердцам покупателей, как мы знаем, проходил через спорт. Не стала исключением и "Селика". Сегодня эта машина - четырехкратный победитель чемпионата мира по ралли в личном и двукратный в командном зачете. Однако, когда в 1970 году новинка по имени "Селика" впервые увидела свет, ее скромно называли "новое японское купе 2 + 2" без акцента на спортивность. Лишь по прошествии нескольких лет результатами выступлений в соревнованиях - кольцевых гонках и ралли - автомобиль заявил о себе именно в этом качестве. Появились версии GT, лифтбек с более мощными двигателями - объемом до 2,2 л. Но крупных успехов в спорте не было. "Тойота-Селика" (заводское обозначение ТА22) в мировом раллийном первенстве пребывала на вторых ролях. Уж очень сильны были соперники - знаменитые "Порше-911", "ЛянчаСтратос", "Альпин-А110". Тем не менее первенец довольно быстро завоевал симпатии очень многих покупателей за океаном. Именно эта модель оказалась долгожительницей среди одноименных - ее выпускали до 1977 года. В зависимости от исполнения и страны экспорта один и тот же японский автомобиль (любой модели) мог выглядеть по-разному, поэтому на иллюстрациях мы приводим наиболее характерные экземпляры. В 1977 году произошла смена моделей. Новая стала более представительной, ее отличал очень редкий для тех лет наклон облицовки радиатора (которая, кстати, менялась несколько раз). Базовые варианты - "Селика-Купе" и "Селика-Лифтбек". На фото - лифтбек 1979 года с некоторыми косметическими изменениями. Классическая компоновка перешла от "Карины", на платформе которой базировалась "Селика". Самый спортивный вариант имел шестицилиндровый рядный двигатель объемом 2 или 2,6 л. В 1981-м пришел черед третьего поколения. Задний привод сохранился, как и типы кузовов. Немного необычный, словно приплюснутый передок с самого начала вызвал много споров, а через год и вовсе был заменен более эстетичным и характерным для "Селики". Именно этому автомобилю (RE63) суждено было первому из "селик" вписать свое имя в книгу спортивной славы. А его турбонаддувный вариант (ТА64) трижды подряд выигрывал труднейшее африканское ралли "Сафари". О популярности модели говорит хотя бы то, что некоторые английские и германские фирмы всерьез занялись тюнингом "Селики", а также основательным переоборудованием кузовов: так появилась "Тарга". От этого поколения "отпочковалась" самая мощная версия - "Супра", которая по сей день греет души любителям японских "Гран Туризмо". В 1985-м свет увидела машина совершенно иной компоновки - ведущими стали передние колеса. Сильно изменился внешний вид. Купе стало выглядеть более стильно, чему способствовало оригинальное остекление "фонаря", симпатичный, сильно пониженный передок. С х составлял 0,33 - весьма неплохо. Предлагалась гамма двигателей объемом 1,6, 1,8 и2 литра. По-прежнему было два типа кузова, но хэтчбек заменили необычным кабриолетом: его складной тент состоял из двух частей - средней и задней. При неполном "зачехлении" кузов превращался в тарга-тонно, а при закрытой средней части пассажиры чувствовали себя вполне защищенными от непогоды. "Под занавес" появилась модификация 4x4 с турбонаддувным двигателем. В варианте GT-Four (ST165) она стала чемпионом мира в 1990 году. Но еще годом раньше увидела свет новая "Селика". Общая концепция автомобиля на этот раз не претерпела изменений. Это касается и стилистического решения кузова, и привода - передний и полный, и типов базовых кузовов - купе и кабриолет. На внешности, естественно, сказались современные тенденции в дизайне -больше пластики, меньше углов, но приоткрывающиеся фары и передок явно "отсылали" к предыдущей модели. "Крутой" вариант "Селики" пятого поколения снабдили 2-литровым 16-клапанным двигателем мощностью 125 л. с. и так называемой активной (подруливающей) подвеской. А "самый-самый" спортивный вариант "Селика-Турбо 4WD" с двигателем в 208 л. с , по-моему, никого не оставил равнодушным. Нынешняя "Селика" появилась в 1993 году на Токийском автосалоне и успешно продолжает традиции предшественниц. Журнал писал об этом автомобиле, поэтому ограничимся лишь иллюстрацией - характеристики можно найти в автомобильном каталоге. Только один штрих: для тех, кто не принял нового веяния в дизайне (речь об эллипсовидных фарах), фирма выпустила в 1994 году специальную версию "Каррен" - у нее более традиционный передок. Такова довольно богатая на модели и спортивные достижения история одного автомобиля - Тойота-Селика".•не.^иИю-—*-vЗР 9/98