132
133
СВОЕ ДЕЛООН СТАНЕТ "РУЧНЫМ""Обращается к вам инвалид II группы. Помогите найти предприятие, где делают ручное управление для всех видов автомобилей..." Подобных писем в редакционной почте немало.Ивон БИРЮКОВЧасть I (пессимистическая)Что сейчас предлагает инвалидам социальное обеспечение? Машины, оборудованные ручным управлением на авто заводах-изготовителях. А именно: серпуховскую "Оку" и "Москвич". С Украины поступали "таврии". В Набережных Челнах могут собрать все ту же "руч ную" "Оку" - нужен конкрет ный заказ от фирмы-продавца Эти автомобили по-своемуМногие, кого по тем или иным причинам не устраивают заводские "инвалидки", покупают обычный, близкий их сердцу или соответствующий бюджету автомобиль и сами устанавливают на него рычаги для ручного управления. И... не могут зарегистрировать машину, пройти техосмотр справки нет. Плюс к этому собес не выплачивает компенсацию за бензин. Ведь чтобы получить прямо скажем, небольшие деньги, нужна опятьтаки справка (теперь от ГАИ), что на машине стоит ручное управление. Выходит, или покупайте "Оку", "Москвич", "Таврию", переоборудованные изготовителем, или, выбирая другой автомобиль, рискуйте... Обидная картина: ни государственные структуры, ни общественные организации, ни органы социальной защиты не решают проблему инвалидов как сделать "ручным" любой автомобиль.Евгений Устинов у "фирменного" автомобиля.Часть II (оптимистическая)В Москве и Подмосковье мы обнаружили три предприятия, которые изготавливают и устанавливают ручное управление для всех машин. Лишь одно из них (на данный момент) предоставляет заказчикам копию своей лицензии и справку-счет для ГАИ - частное предприятие "Кочармин" в Королеве (бывший подмосковный Калининград). Туда мы и отправились. Владелец фирмы - сорокалетний Владимир Петрович Кочармин. Организовать свое дело его, можно сказать, судьба заставила: Владимиру тоже нужно ручное управление, у него парализованы ноги. Отработав технологию на собственной машине, он стал помогать друзьям по несчастью, бесплатно переоборудуя их автомобили. Но... работу кустаря, пусть выполненную на высоком уровне, ГАИ не признавало. И вот около двух лет назад Владимир "легализовался", то есть официально зарегистрировал фирму и, самое главное, выхлопотал лицензию № 697 "на производство и установку ручного управления". Так начало свою работу семейное частное предприятие "Кочармин".Супруги Кочармины. Кресла, кстати, собственной конструкции.неплохи, многих они устраивают (инвалидки" прежние были куда как убоги). Многих, но не всех. В самом деле, почему нет переоборудованных "жигулей", "волг", "самар"? Ведь ручное управление когда-то разрабатывали и для них. (ВАЗ, например, после сертификации отдал его "на откуп" СТО.) Что, для инвалидов эти машины чересчур хороши? Между прочим, за рубежом органами ручного управления по вашему заказу оснастят любую модель... Может, есть какие-то ограничения по классу, цене, мощности машины-"инвалидки"? Наводим справки в ГАИ. Оказыва-ется, при регистрации машины, если это не заводская модификация, владелец должен представить документ: установленное ручное управление надежно, технически безопасно и соответствует принятым стандартам. Справку может выдать научно-исследовательский центр автопрома - НАМИ или предприятие, которое получило сертификат и лицензию на установку ручного управления. И вот эта бумажка становится камнем преткновения. Получить ее не слишком сложно... если вы можете показать автомобиль специалистам НАМИ. А как быть провинциалам?132ЗР 9/98 Семейное - потому что помогает ему тесть, инженер Евгений Иванович Устинов, сотрудник ракетно-космической корпорации "Энергия". Идеи Владимира он превращает в чертежи и расчеты, по ним изготавливают рычаги. Установкой и подгонкой управления занимаются вдвоем, это и есть весь рабочий штат частного предприятия. Если поначалу Владимир переделывал автомобили друзей и знакомых и круг его клиентов ограничивался Московской областью, то теперь в Королев приезжают инвалиды из Москвы, Ивановской, Псковской, Новгородской областей. География работ постепенно расширяется: Евгений Иванович обзвонил все департаменты социального обеспечения России, предлагая услуги по установке ручного управления на любые автомобили. Помимо качественно выполняемой работы, "Кочармин" дает пожизненную гарантию на свое оборудование, учитывает пожелания и физические особенности клиентов при его установке. Иногородним предлагается полный домашний пансион. У Владимира и Елены Кочарминых гости чувствуют себя как дома. Работу здесь выполняют быстро и тщательно, обычно в течение дня. Даже если нестандартные органы управления требуют специальной разработки и подгонки, больше двух-трех дней ждать не заставляют. Стоимость изготовления и установки рычагов (вместе с пансионом), как правило, не превышает 2 500 рублей. Часто бывает, что клиенту очень сложно или просто невозможно приехать в Королев на своем автомобиле, - согласитесь, путь в полторы-две тысячи километров и для здорового человека утомителен, а уж для инвалида подавно. Тогда ему высылают комплект рычагов с чертежами и подробными рекомендациями по установке, прилагая копию лицензии и справку-счет чтобы не было проблем в ГАИ. Кстати, чета Кочарминых также сотрудничает с московским предприятием "Катаржина", где по разработкам Владимира делают сверхлегкие (всего восемь килограммов) инвалидные коляски....А налоговые льготы инвалиду, который обслуживает инвалидов, не предусмотрены. Впрочем, для них это не бизнес, посредством которого можно обогатиться, а образ жизни и возможность помочь людям, проблемы которых им близки как никому другому. Наша последняя встреча с Владимиром состоялась накануне его отъезда в командировку. Он с другом собирался ехать за титаном на Урал, в Верхнюю Салду. Со стороны поездка двоих муж-шЮ1Г<&Д](ШДОВОЛЬНЫ ливы СВОЕЙ МАШИНОЙ ? Немецкий журнал "Ауто Мотор унд Шпорт" напечатал анкету для владельцев автомобилей, выпущенных не более трех лет назад. Один из ее вопросов звучал: довольны ли вы своим автомобилем? Из 134 690 читателей, приславших ответы, три четверти ответили "да". То есть средний "показатель удовлетворенности" по всем маркам - 75%. Марок, получивших по результатам анкеты показатель выше среднего, оказалось 12: "Порше" - 90% довольных, "Мерседес" - 86%, "Ауди" и "Хонда" - по 84%, БМВ, "Ягуар", "Мазда" и "Вольво" - по 83%, СААБ 82%, "Тойота" - 8 1 % , "Субару" - 80%, "Шкода" - 76%. Скептики отмечают, что результаты этого исследования нельзя принимать слишком всерьез, так как удовлетворенность или неудовлетворенность владельца своей машиной во многом зависит от того, на чем он ездил раньше. ИЗ ВАРЯГ... В НЕГРЫ Как известно, многие автомобилестроительные компании, размещая производство в развивающихся странах с дешевой рабочей силой, прежде всего ориентируются на Юго-Восточную Азию и Южную Америку. "Вольво" же решило создать СП в африканской Ботсване. В 1999 году оно начнет выпускать автомобили для рынка ЮАР и соседних стран. СВОБОДА ПРЕВЫШЕ РЕБЕНКА? В США подготовлено изменение правил дорожного движения: водителям будет запрещено перевозить на переднем сиденье детей в возрасте до 12 лет. Это вызвано тем, что в ДТП на дорогах страны ежегодно гибнут около 1500 детей. Несмотря на широко известное чадолюбие американцев, 22% взрослого населения, по данным опроса, считают такой запрет недопустимым нарушением прав граждан. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ "РАДАР" В Соединенных Штатах создан прибор, позволяющий измерять на расстоянии состав выхлопных газов движущегося автомобиля. Если компьютер, работающий с ним в паре, фиксирует нарушение экологических норм, прибор моментально фотографирует автомобиль и его номерной знак. У этого чудо-прибора лишь один недостаток: цена - 280 тысяч долларов...Заготовки рычагов для ручного управления - с ныи комплект на все виды автомобилей.чин с парализованными ногами за четыре тысячи километров на дряхлой "пятерке", запряженной в прицеп, кажется авантюрой А они в ответ на мое вполне понятное изумление лишь пожимают плечами: "А что делать - работать-то надо...".ЗР 9/98133