14
15
шшш"ПРИНЯЛ УДАР"Мнимая забота о безопасности высоких чиновников стоит жизни "простым смертным".Алексей СОЛОПОВ. Фото Александра ПолунинаМорозным декабрьским днем прошлого года на шоссе под Казанью случилась страшная авария: лоб в лоб сошлись КамАЗ и "Дэу-Эсперо". На фоне легковушки, буквально раздавленной большегрузом, еще одна жертва - опрокинувшийся в кювет "Мерседес" выглядел целехоньким. Его пассажиры отделались ушибами и царапинами, сидевшие в "Эсперо" погибли. Увы, бывает: зима, гололед. Но эта авария вызвала в столице Татарстана громкий резонанс. Дело в том, что в "Мерседесе" ехал премьер-министр РТ Фарид Мухаметшин, а под КамАЗом оказался экипаж сопровождения ГАИ. О событии рассказало телевидение, в газетах мелькнули заголовки, вроде "Они выполнили свой долг", и слова отца одного из погибших офицеров: "Он мог отвернуть, но принял удар на себя..." Но никто не задал вопрос: ради чего? Премьер-министр возвращался из деловой поездки на юг республики. Впереди несся "чистильщик", сгонявший на обочины весь встречный и попутный транспорт. Следом на приличной дистанции шел второй автомобиль ГАИ. Третьим в кортеже был "Мерседес" премьера, замыкал кавалькаду автомобиль охраны. Из колонны, прижатой к обочине "чистильщиком", вдруг стал выбираться на дорогу КамАЗ, возможно, приняв первую машину сопровождения за одиноко мчащийся автомобиль ДПС. Именно под этот грузовик и влетел "Эсперо" ГАИ. Водитель "Мерседеса" попытался сманеврировать, чтобы уйти от удара, и оказался в кювете. Если бы оба пострадавших легковых автомобиля были обычными "жигулями", принадлежащими простым гражданам, то ГАИ наверняка обвинила бы их водителей в нарушении п. 10.1 - превышение скорости на скользкой дороге. Но тут - сами понимаете... Откроем, однако, Правила дорожного движения. Итак, существуют "транспортные средства оперативных и специальных служб с включенным проблесковым маячком синего цвета" и есть "транспортные средства, сопровождаемые транспортными средствами оперативных и специальных служб". Эти положения пункта 3.1 ПДД фигурируют в нашем случае. Включенный маячок позволяет отступать от требований некоторых разделов Правил. Но отступления эти ограничены двумя оговорками. Первая: "...выполняя неотложное служебное задание..." Оговорка в значительной степени условная - как установить, насколько "неотложно", например, поспешание к чаю после длительной и напряженной деловой поездки. Или проезд с дачи и обратно? Минувшим летом казанская ГАИ проводила такие "упражнения" на дороге в поселок с правительственными дачами. По шоссе мчался автомобиль ГАИ с включенными маячками, следом - еще один. Экипаж второго безжалостно наказывал всех, кто не остановился на проблески первого. Между тем пункт 3.2 Правил требует не останавливаться, а лишь "уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих (с маячками - ред.) и сопровождаемых ими других транспортных средств, на которых должен быть включен ближний14ЗР 9/98 танавливаться при виде кортежа в ожидании зеленого маячка. Кто-то видел собственными глазами, кто-то - в кино, что в иных странах, где автомобилей неизмеримо больше, в пробках "на общих основаниях" стоят и "роллс-ройсы", и "шестисотые" "мерседесы". Иногда в газетах попадаются скандальные новости об оштрафованишники на перекрестках - суть ритуал, поных на дорогах министрах и другой власть казывающий степень уважения к конкретимущей челяди. На дороге, как ив бане, ному седоку конкретного автомобиля. И все равны. И никакие "козырные" номера, заодно указывающий место всех остальникакие мигалки или сирены не сделают шейные позвонки более прочными, а селеных в этой жизни: на обочине. А стоит лишь усомниться в неотложзенки - менее отрывающимися. Если бы те два офицера отдали жизности сопровождаемого маячком задания, как тут же встречаешь многозначительни, уводя из-под удара автобус с детьми ное вращение глазами и слышишь произили грузовик со взрывчаткой (хотя такие несенное едва ли не шепотом: "Безопасвряд ли неслись бы с превышением скороность!" Чтобы на очень уважаемого челости по гололеду) или вправду остановив века не совершили покушения, его автотеррориста, жертва эта была бы велика, мобиль должен двигаться - стоя на перено оправданна. А умереть только из-за токрестке, он якобы становится хорошей миго, что какой-то чиновник слишком спешил шенью. Но вот беда: машины, бешено унодомой и оттого ехал быстро, прикрываясь сящиеся от предполагаемой угрозы, чуть эскортом сирен и мигалок... Видать, недоне ежеминутно создают реальную опасрого ценит ГАИ жизни своих офицеров! ность для их же пассажиров, не говоря о Иначе хозяева дорог давно сказали бы "хозяевам жизни", что "на совещание" других участниках движения. Вернемся к Правилам. Вторая из упонельзя ехать как на пожар - Правила домянутых оговорок более конкретна: "Восрожного движения (единые для всех) это пользоваться приоритетом они (перечисзапрещают. *** ленные нами выше транспортные средства - ред.) могут, только убедившись, что Когда материал был уже подготовлен им уступают дорогу". Благое пожелание, к печати, мы получили сообщение, что коим вымощена дорога - сами знаете куследствие по данному делу закончено, сода. Ведь либо ты мчишься, распугивая стоялся суд. Но результат разбирательствсех спецсигналом, либо убеждаешься, ва, опубликованный в одной из местных что тебе уступили дорогу. Да и трудновато газет, не дает ответа на главный вопрос. в чем-либо убеждаться, двигаясь со столь Судите сами. С одной стороны, водитель высокой скоростью. КамАЗа не стал "отрицать своей вины" и, Подобная двусмысленность вряд ли выражаясь языком юристов, полностью вызвана ошибкой авторов последней рераскаялся. Предъявленное ему обвинение дакции Правил. Скорее, это неудачная попо ст. 264 ч. 3 УК РФ - нарушение ПДД по пытка компромисса. Правила, действовавнеосторожности, повлекшее смерть нешие с1 июня 1980 года, требовали всем скольких человек, - чревато 4-10 годами автомобилям замереть на обочине при вилишения свободы. Учитывая раскаяние, де проблесков синего цвета. Возобновхарактеристики с места работы (положилять движение разрешалось только после тельные) и семейное положение (двое мапрохождения замыкающей машины кортелолетних детей), суд проявил гуманность свет фар". Впрочем, ГАИ в данной ситуажа с маячком зеленого цвета. С тех пор и ограничил наказание пятью годами в коции можно только посочувствовать. Праколичество автомобилей на дорогах возлонии-поселении. Но все-таки - виновен. вила - правилами, а начальство - начальросло многократно - наделять кого-то из С другой стороны, президент Татарстана ством. Помните: "...Он уважать себя заучастников движения особыми правами издал распоряжение о "снятии автосопростало гораздо труднее. Если говорить вождения" с машин премьер-министра и ставил..."? Время от времени ГАИ проводила в языком политики, то дорога требовала респикера местного парламента - пусть косМоскве шумные операции по изъятию проального равенства и демократии, а привенное, но признание вины другой стороблесковых маячков у тех, кому они вовсе вычки-то сохранились еще из тех, проны. Значит - невиновен? Бывший премьер не положены. В Казани такой проблемы шлых времен. Кстати, Борис Немцов, бу(недавно он пересел в кресло спикера) огШ нет - город меньше и контролировать выдучи нижегородским губернатором, в дераничился просьбой не судить водителя дачу спецсигналов проще. Так что с мигалловые поездки по области ездил без всяКамАЗа слишком строго... ками носятся отнюдь не "левые" машины. кого сопровождения, частенько - сам за Так за что же отдали жизни подполИ все эти "фейерверки" красно-синего рулем. Именно "демократические" веяния ковник Хабибуллин и лейтенант Ремецвета, эскорты, взявшие под козырек га"выдули" из новых Правил требование осженко?ЗА ЧТО?ЗР 9/9815