Ш4ММВ НОВЫЙ ВЕК БЕЗ СТАРТЕРА!Вслед за "кривым" стартером в небытие уходит и привычный, электрический. Не надо печалиться, автомобиль от этого только выиграет.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Трудно представить себе автомобиль без ... стартера? Однако в этом нет ничего невозможного. Дочерняя фирма шинного концерна "Континенталь ИСАД Системе" в Кельне разработала принципиально новый узел, который так и называется - ИСАД (Интегрированный Стартер-Альтернатор (Генератор) - Демпфер). За этими сухими словами кроется настоящая революция в автомобилестроении. Как ив обычных электромоторах, принцип работы нового устройства основан на силовом воздействии электромагнитного поля. Однако теперь ротором стартера-генератора служит сам маховик (конечно, без привычного зубчатого венца), вокруг кото рого размещены обмотки статора. Управляющая узлом электроника са ма решает, в каком режиме - стартера или генератора - должен работать ИСАД в данный момент. Ременный привод ге нератора, никогда не отличавшийся надежностью и требовавший периодической регулировки, больше не нужен. Но не ради этой мелочи создавался ИСАД. Привычный стартер раскручивал коленчатый вал двигателя максимум до 150 об/мин. Новый механизм развивает 800 оборотов всего за 0,2 с! От такого рывка заведется даже самый "дохлый" мотор. При этом нет никаких тарахтящих звуков. Следовательно, появляется возможность автоматического выключения и пуска двигателя на любой остановке, например у светофора или в "пробках". Экономия топлива в городском цикле может составить до 35%! Теперь представьте, что у светофора собралась компания машин, оснащенных ИСАДом. Моторы молчат, значит, на улице тишина и не идет ядовитый газ из выхлопных труб, но едва зажигается "зеленый" словно и по мановению волшебной палочки, поток автомобилей приходит в движение. Причем достаточно резво: ведь "революционный" стартер может помочь при разгоне, добавив около 50 кВт(!) мощности, правда, всего на несколько секунд. Где взять энергию? Об этом позаботятся установленные на автомобиле конденсаторные накопители большой Д-р Ульрих Масберг (слева) и Клаус Цейен разработчики системы ИСАД. четыре раздельные сети. Кроме стандартных 12 В, вырабатываются еще 42 В для питания кондиционера, 100 В для работы системы впрыска и запуска, а также... 220 В переменного тока для подключения бытовых электроприборов! Более того, к. п. д. нового генератора достигает 80% во всем диапазоне частот вращения двигателя, что дополнительно экономит около 0,5 л топлива на 100 км. Всем этим, однако, не исчерпываются преимущества системы ИСАД. Благодаря созданию коротких импульсов тормозящего момента система служит демпфером крутильных колебаний коленчатого вала, что обеспечивает более спокойную и тихую работу мотора без использования балансирных валов. Даже очень неравномерно работающий Размещение узлов системы ИСАД: 1 - стартер- трехцилиндровый дизель легко укрощаетгенератор; 2 - блок управления; 3 аккумулятор; 4 - конденсаторный накопитель ся ИСАДом. энергии; 5 - розетка 220 В; 6 - цепь 42 В Серийное применение новой систекондиционера. мы ожидается с 2001 года на автомобиемкости. Далее: благодаря электронике лях с двигателями рабочим объемом неумелый водитель не заглушит нечаян1,4-1,8 л. А пока с ИСАДом бегает уже но двигатель при троганьи с места, не упоминавшийся "Ситроен" с четырехцидав достаточно "газа". Ему поможет сила линдровым 1,6-литровым двигателем. электромагнитных полей. Реально достигнутая экономия топлива в Теперь обратимся к генераторной городском цикле - от 15 до 20%, а эффефункции ИСАД. Здесь также много приктивность помощи при ускорении выраятных сюрпризов. Если обычная бортожается в добавочных "электрических" вая сеть питается от постоянного тока 7кВт, так что, например, разгон на пятой напряжением 12 В, то на автомобиле передаче с 80 до 120 км/ч занимает на 2 "Ситроен-Ксара-Динальто", оборудовансекунды меньше, чем на стандартной ном новой системой (впервые машина "Ксаре". Согласитесь, совсем неплохо была показана весной в Женеве), целые для начала!58ЗР 9/98