142
ПРАВО НА "ПРАВА'ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!Утверждена новая методика сдачи экзаменов для получения водительского удостоверения.Дмитрий ЖЕРНОВ В ноябрьском номере 1997 года мы рассказали о новых правилах сдачи экзаменов и выдачи водительского удостоверения (Постановление Правительства РФ № 831 от 8.07.1997). В феврале нынешнего года ГУ ГАИ утвердила методику проведения экзаменов. Поскольку с началом осени их уже будут принимать по-новому, ознакомимся подробно с тем, что написано в методике. Итак, отныне экзамены состоят из трех частей: теория и два этапа практики. Первый - на площадке, второй - "в условиях реального дорожного движения". Оценок только две: "Сдал" и "Не сдал". Положительные оценки за теорию и первый этап практики действительны три месяца. В этот срок, если за какую-либо часть экзамена получена отрицательная оценка, пересдавать другие не нужно. ТЕОРИЯ Под новую методику разработаны новые экзаменационные билеты. Теперь они сгруппированы по категориям: тем, кто сдает на категорию "В", уже не придется отвечать на вопросы о глубине протектора шины для грузовика. Каждый билет содержит 20 вопросов (ранее было 10). Помимо ПДД, в них включены основы безопасного управления, законодательство РФ, методы оказания доврачебной помощи, конструкция машины (с точки зрения безопасности), а также "факторы, способствующие возникновению ДТП". При этом нужно правильно ответить не менее чем на 18 вопросов за 20 минут (было 10). ПРАКТИКА "НОМЕР РАЗ" Здесь для каждой категории предусмотрены свои комплексы упражнений. В мер, чего стоят требования: "построение оптимальной траектории маневра" и "оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС". Вот уж действительно: от "комплексов" появляются комплексы. А мы все гадали, откуда у начинающих водителей боязнь дороги? ПРАКТИКА "НОМЕР ДВА" Тут уже вместо комплексов - маршруты, утвержденные главным автоинспектором района и содержащие "набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и разметки" с возможностью "обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением ПДД". На маршруте проверят знание всех(!) разделов ПДД, включая жесты регулировщика, а также применение аварийных и специальных сигналов. Задания экзаменатора заключаются в проезде регулируемого и нерегуличастности, для категории "В" их четыре: "Остановка и троганье на подъеме", "Разворот", "Въезд в бокс", "Разгон - торможение". Площадка должна быть оборудована эстакадой с продольным уклоном 16%, иметь покрытие, обеспечивающее коэффициент сцепления не ниже 0,4, освещенность 40 лк и "устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности". Для сдачи экзамена на этом "космическом ландшафте" нужно выполнить положенные упражнения и не набрать за каждое пять и более штрафных баллов, которые начисляют по специальным таблицам. Сами упражнения настолько тщательно "прописаны" (можно сравнить с обучением бальным танцам), что штрафные баллы следуют за малейшую оплошность. Наприруемого перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог, где в состав обязательных действий войдут повороты и развороты; встреча на пути участка дороги с двумя и более полосами для выполнения перестроения, обгона и движения с максимально разрешенной скоростью, а также демонстрация уважения к пешеходам на переходах и остановках маршрутного транспорта. Правда, в методике не сказано, будут ли предупреждены о маневрах экзаменующегося пешеходы и водители обгоняемых автомобилей. Зато выделено: "При движении по маршруту экзаменатор ... обеспечивает безопасность движения экзаменационного ТС...". Как ив предыдущем практическом экзамене, предусмотрена пространная таблица нарушений и штрафных баллов, также пять и более баллов гарантируют оценку "Не сдал". В методике не указано, сколько должен длиться экзамен. По самым скромным прикидкам на выполнение всех требований у одного экзаменующегося уйдет не менее получаса. Остальные кандидаты в водители, похоже, будут ждать своей очереди часами. Не будем судить, насколько лучше привязана к жизни нынешняя методика. Насколько оправданны штрафы за мелкие неточности: "Не выключил свет фар после остановки и не включил нейтральную передачу при работающем двигателе". Одно запоминание последовательности действий по команде экзаменатора: "Занять место в ТС, приготовиться к движению, подать сигнал о готовности, включить нейтральную передачу, стояночный тормоз, выключить свет фар, покинуть ТС..." будет похлеще, чем двадцать вопросов по теории. Правда, родилась надежда, что организовать экзамены по новой методике так же нереально, как их сдать. Жаль, что в ней не предусмотрена (для сдавших экзамен с первого захода) установка бюста героя на родине экзаменатора. Стоит - хотя бы потому, что ни один из нынешних водителей, скорее всего, не сможет подтвердить свое высокое звание "Человек с "правами".142ЗР 9/98