62
63
шпштшышт400 000 км - еще не повод для ремонта, утверждают инженеры "Даймлер-Бенц" после разборки и тщательного контроля деталей серийного фургона "Спринтер-ЗШ".Анатолий БОГОМОЛОВ ВРЕМЯ РАЗБИРАТЬ...Этот фургон, занятый перевозкой компьютерной техники (средняя нагрузка - 300-400 кг), колесил по дорогам Германии, Франции и Испании так усердно, что через два года пробег перевалил за 400 тыс. км. На отметке 404 850 мирское существование автомобиля завершилось - для исследования степени износа узлов и агрегатов он вернулся на завод в Дюссельдорф, где его разобрали по винтику. Дело в том, что в качестве нового стандарта надежности двигателя, трансмиссии и подвески был принят так называемый параметр В1О3500О0. Расшифровывается он просто: на протяжении 350 тыс. км в этих узлах допускается отказ не более 10% деталей. Разумеется, при доводке автомобиля достоверность заявленной наработки на отказ оценивается на испытательных стендах, полигонах и т. п. Но только реальная эксплуатация позволяет, наконец, дать ответ на вопрос, соответствует ли серийный автомобиль расчетам инженеров. Итак... ЧЕТЫРЕСТА ТЫСЯЧ - ОБКАТКА? Замеры на динамометрическом стенде показали, что мощность на 2 кВт выше номинальной (90 кВт). Неужели 400 тыс. км только обкатка (если такое слово вообще применимо к этому мотору)? Но нет, высокие нагрузки в дизеле не прошли даром: на головке цилиндров возле одного из каналов охлаждения появилась трещинка. Этотдефект встречался и на других моторах, а Кузов в прекрасном состоянии. Прочное покрытие долго сохраняет блеск и высокие запотому в конструкцию были внесены измещитные свойства. нения. Впрочем, по утверждению специалистов, даже с такой трещиной головка фильтра. Разумеется, на хорошем масле и своевременной его замене не экономили. проработает еще долго. Увеличению ресурса двигателя споНа зеркале цилиндров великолепно сохранились следы хона - износа практисобствуют и поршни с масляными каналачески нет. Конечно, это следствие грамотми для охлаждения: они более эффективной эксплуатации, герметичности впускноны, чем прежнее охлаждение разбрызгиго тракта и эффективности воздушного ванием. Система выпуска отработавших газов, еще "родная", прекрасно выполняет свои функции, хотя задний глушитель сильно поржавел. Замеренный шум выхлопа (80 дБ) оказался даже на 2 дБ ниже, чем предписано техусловиями. Работа подвески не вызывает нареканий. Параметры пружин и амортизаторов находятся в допустимых пределах, углы установки колес не нарушены, шаровые шарниры без люфтов. Тормозная система полностью работоспособна. Детали коробки передач лучше новых - приработались и не имеют сколько-нибудь значительного износа. Единственный "прокол", обнаруженный специалистами, - сильно изношенный диск сцепления (следствие некоторой несоосности двигателя и коробки передач). Этот дефект, присущий первым партиям "спринтеров", вызван завышенными производственными допусками, но в мае 1995 года его "отловили", и последующие машины от этого избавлены.Блок цилиндров. На зеркале цилиндра еще видны заводские следы хона - износа нет!Итак, при столь солидном пробеге автомобиль выглядит молодцом. Но не надо62ЗР 9/98 забывать, что подопытный экземпляр эксплуатировался в Западной Европе - на хороших дорогах, обслуживали его в предписанные сроки на фирменных станциях. Не все, однако, проходило гладко, случались и поломки. Вот некоторые из них: заедание механизма запирания сдвижной двери, отказ выключателя задних противотуманных фонарей, заедание ручки передней двери, подтекание топлива, поломка ТНВД, плохой контакт в задних фонарях, отказ подогрева кресла водителя, отказ генератора и т. п. На фоне безупречного состояния основных узлов об этих можно и не вспоминать. Однако "Даймлер-Бенц" не склонен к забывчивости. Каждый квартал фирма выборочно опрашивает 100 владельцев "спринтеров" об автомобиле и уровне обслуживания на фирменных станциях. В ходе последнего опроса "Спринтер" удостоился наилучших отзывов. В чем же секрет столь высокого качества? "Спринтер" - первый серийный "Мерседес", разработанный системой автоматического проектирования. У такого метода много преимуществ. Компьютерные программы, в отличие от чертежей, позволяют проектировать в трех измерениях и тем самым исключить нестыковку или неудачное пространственное расположение деталей. Кроме того, легче разработать множество модификаций кузова, используя ограниченное количество модулей, что упрощает и удешевляет произвол ство. Проектные параметры по компь ютерной сети передаются промышленным роботам, а это значительная экономия времени. И, наконец, благодаря электронной базе данных можно быстро внести необходимые изменения в конструкцию. Первый этап производства сборка кузова из модулей. Их всего 80, а собрать из них можно 150 вариантов кузова. Например, "Комби" - самый вместительный, с колесной базой 4025 мм, состоит из 24 модулей. Детали для сборки кузова вручную загружают на специальные тележки. Затем пневматические манипуляторы стыкуют их. Четырнадцать видеокамер, подключенных к компьютеру, автоматически измеряют детали, идентифицируют их и сверяют со своими базами данных по каждой модели - ошибки при сборке исключены. После того как все детали состыкованы еще один тест. Компьютер проверяет тща-влением окрасочного факела, который должен быть всегда перпендикулярен окрашиваемой поверхности. Затем робот вклеивает ветровое стекло. Сто секунд - и оно, 20-килограммовое, на месте. Получив приборную панель в сборе с отопительной установкой, кузов отправляется на следующий пост - сердце всей сборочной линии. Здесь ставят двигатель в сборе с передней подвеской, задний мост и систему выпуска. Все операции делают автоматы, быстро, точно и без перекуров. ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ Итак, автомобиль сошел с конвейера. Но прежде чем выйти "в люди", попадает на специальный стенд, где измеряют тяговые характеристики двигателя, проверяют приборы освещения, работу отопителя, тормозов. А 2% автомобилей "досматривают" с особым пристрастием. Для этого на заводе есть "аудитор" или инспектор. Его обязанность - осмотр одного автомобиля в день. Проверка освещения, приборов, заправки эксплуатационными жидкостями, давления в шинах, затем 50-километровый пробег по дорогам - и снова на завод: осмотр лакокрасочного покрытия, контроль вспомогательного оборудования, работы дверей и замков. Заключительный тест - дождевая камера. Пять минут тропического ливня. Все замеченные недостатки фиксируют, и в действие вступает механизм обратной связи - важное звено в обеспечении качества. Контроль и корректировка - на каждой стадии производства. Любое отклонение геометрии кузова, затруднения при сборке немедленно анализируются компьютером и заносятся в базу данных. В зависимости от причины сбоя принимают меры: вносят изменения в программу для роботов, ремонтируют оборудование, повышают квалификацию персонала. Последнему компания отводит особую роль. Высокий уровень автоматизации и компьютеризации требует соответствующих знаний. Девяносто процентов рабочих - квалифицированные специалисты широкого профиля, однако все они заняты именно на тех операциях, для которых проходили специальное обучение. Так рождаются автомобили, у которых одометр-миллионник не дань моде, а вполне актуальный прибор.Пост модульной сборки. Здесь рождается кузов. тельность подгонки панелей, это занимает 3,5 (!) секунды. Если все в порядке, за кузов берется сварочный робот. Если нет - устраняют недостатки - и вновь тест. После грунтования и антикоррозионной обработки - окраска. Одиннадцать автоматических распылителей почти полностью исключают ручной труд (правда, некоторые труднодоступные детали еще окрашивают вручную). Разброс толщины покрытия намного меньше, чем при ручной окраске (2-3 микрона против 10-15). Это достигнуто, в частности, высокой скоростью вращения распылителей (30 000 об/мин) и постоянным контролем за напраСварочная линия полностью автоматизирована.Данные некоторых измерений после пробега 404 850 км Время разгона с места до 100 км/ч 17,2 с, с 50 до 100 км/ч на IV передаче 13,8 с, на V передаче - 19,9 с; мощность двигателя - 92 кВт; расход масла на угар - 0 , 1 л/1000 км.ЗР 9/9863