56
57
Какими видят тормозные системы XXI века специалисты знаменитой фирмы "Бош".Антон ЧУИКИН20 ДШСуШ . Антиблокировочная систеС ПС Я ма тормозов (ABS, АБС) давно уже не воспринимается автомобилистами как откровение. Первые АБС с электронным управлением фирма "Бош" предложила автостроителям два десятилетия назад, в 1978 году (кстати, "устройство для предотвращения жесткого торможения колес" тот же "Бош" запатентовал еще в 1936-м). Достоинства системы как активного средства безопасности (см. ЗР, 1998, № 2 и 3) оценили и производители, и потребители автотехники. Сегодня в Северной Америке 69% легковушек оснащены ABS, в Японии 50%, в Германии - 63%. АБС послужила отправной точкой для создания ASR (противобуксовочной системы - ПБС) и ESP (программа электронной стабилизации, корректирующая движение в повороте). Эти устройства позволяют тормозить автоматически. Водитель при этом даже не касается педали! По команде электроники отдельный гидроагрегат подменяет главный тормозной цилиндр, передавая усилие на тормозные механизмы колес. Отсюда уже недалеко до конструкции, которую не без оснований называют тормозами будущего. Это - brake by wire, торможение по проводам. Шут (се XI Электричестве... Нажимая на тормоз, водитель не создает тем самым тормозное усилие, а только дает сигнал электронному блоку: хочу сбавить скорость. Тот, используя данные о скорости, нагрузке, положении машины, рассчитывает необходимое усилие - для каждого колеса в отдельности. Затем по его команде в работу вступают исполнительные устройства - гидро- или пневматические блоки, тормозные механизмы колес. И вот пожелание человека усилиями его помощников выполнено.Компоненты системы ЕНВ: в центре - гидромодуль, правее блок управления, выше - дублирующий гидроцилиндр (бывший "главный") с датчиком хода педали..„А*ЫНо зачем понадобилось отстранять водителя от прямого управления, вводить между ним и колесами дополнительные, пусть и думающие, звенья? Система позволяет скорректировать действия человека. Допустим, вы "от души" наступили на тормоз - электронный мозг поймет это раньше вас и исправит ошибку, сохраняя контроль над автомобилем. То же самое, в принципе, делала и прародительница "тормозов по проводам" -АБС. А вот и новые возможности. Ведь провода - это же трубки и шланги, которыхтеперь потребуется меньше. Модульная конструкция системы позволит составить любую монтажную схему. Сокращается время срабатывания (что особенно заметно для инерционного пневмопривода тормозов на грузовиках) это выигранные при резком торможении доли секунды, а следовательно, и метры. Для каждого колеса тормозное усилие рассчитывается и формируется индивидуально - не будет ни юза, ни "мыла в колодках", а будет минимальный путь до остановки при сохранении курсовой устойчивости.56ЗР 9/98 В систему легко встроить любые дополнительные устройства - "еще немного электроники в помощь водителю". Например, механизм удержания автомобиля на склоне, "Брейк-эссист" (ЗР, 1997, № 5), ESP и другие. Да и сам по себе комплекс "торможение по проводам" интегрируется в единую сеть с иными компьютерными системами - управления двигателем, трансмиссией. Вот вам основа для создания автомобиля-робота. Наконец, тормоза, находящиеся под неусыпным электронным контролем, более безопасны - всегда можно оценить их состояние, более того - предусмотреть дублирующие устройства... Итак, выгоды ясны, разработки ведутся. Но самое главное, внедрение brake by wire - дело вовсе не далекого будущего, а нынешнего и завтрашнего дня. СегоЗяя. Первопроходцами выступили... тяжелые грузовики. "Скания" предлагает машины с электронными тормозами EBS, разработанными совместно с фирмой "Бош". Управляющий сигнал здесь электрический: по команде компьютера срабатывает модуль регулирования давления, открывая сжатому воздуху путь к колесным тормозам. На случай (маловероятный!) выхода из строя электроники есть дублирующий пневматический контур тогда тормоза будут работать как обычные. Подобной электронной системой оснащают и тяжелый "Мерседес-Актрос". Завтра тормозить "по проводам" смогут серийные легковые автомобили. Элект-насос, накопитель высокого давления, система клапанов, блок управления (последний можно разместить и отдельно). По сигналу от педали строго дозированное усилие передается к колесам. Один из первых тормозами ЕНВ, похоже, похвастается "Мерседес" - в содружестве с "Бошем" разработаны системы для автомобилей среднего класса. Послезавтра. Напрашивающийся шаг - вовсе отказаться от гидравлики или сжатого воздуха. По проводам приводить и тормозные механизмы колес. Поставить там электромоторы, назначить командиром компьютер, на тормозной педали оставить только датчик... "Бош" работает над ЕМВ - электромеханической системой торможения. Сколько плюсов: полный отказ от гидроцилиндров, усилителей, шлангов, простота монтажа, унификация тормозов разных автомобилей, никаких проблем с "тормозухой" и вечно "травящими" воздушными трубками. Увы, воспользоваться"Бошевские" системы управления торможением по проводам: а - EBS (электропневматическая для грузовиков); 6 - ЕНВ (злектрогидравлическая для легковых автомобилей); в перспективная ЕМВ (электромеханическая). 1 - колесные тормозные механизмы; 2 - модуль регулирования давления; 3 - педаль тормоза с блоком включения и датчиком хода педали; 4 - защитный клапан; 5 - осушитель воздуха; 6 - компрессор; 7 - ресивер; 8 - блок управления; 9 - датчик нагрузки; 10 - гидравлический модуль с электронным управлением; 11 - датчик положения автомобиля; 12 - аккумуляторные батареи.Ту же АБС многие ругают - заметно вибрирует педаль при торможении. Забудьте об этом - по проводам дрожь не передается!рогидравлический тормоз (ЕНВ) - гибрид обычной гидравлической системы и электронной. Главный тормозной цилиндр и усилитель оставлены как дублеры основной системы. В ней центральный агрегат - гидравлический модуль. Это электромотор,всеми этими достоинствами в ближайшее время не удастся. Предстоит решить немалые проблемы. Как быть с "дублером" - прокладывать вторую, независимую, бортовую электросеть? Удастся ли приспособить электромоторы к тормозным механизмам? Сделать их легкими, компактными, теплостойкими и при этом - достаточно надежными и мощными? Конструкторы работают. Как знать, может в следующем веке известную поговорку справедливо переиначат: "Тормоза придумал "Бош".ЗР 9/9857