94
95
Ш>М:й:ШН:Ы11НШМ1111И1ЫПОКОРНЫЕ только"Противоугонные замки "Муль-т-лок" должны устанавливать только подготовленные нами специалисты", - утверждают на фирме-изготовителе.От заказного угона, когда злоумышленники заранее приговорили конкретную машину, защиты нет. Но от внезапного (а такие бывают гораздо чаще) уберечься можно, применив крепкий механический блокиратор. Разумеется, все их серийные разновидности, как и сигнализации, иммобилайзеры и пр., угонщиками хорошо изучены, но металл хитростью не перешибешь - его надо пилить - тратить драгоценное время и порой испортить что-нибудь в машине, нарушая ее товарный вид. Вот почему те, кто промышляет внезапными угонами, предпочитают добычу без "лишнего железа". Из представленных в продаже механических "противоугонок" наиболее знаменит израильский "Муль-т-лок". Хотя у нас почему-то принято так называть любой противоугонный замок, блокирующий рычаг переключения передач (далее - РПП) в положении "задний ход". Например, в объявлении о продаже машины, наряду со всякими антикорами , подкрылками и пионерами", владелец непременно напишет "Муль-т-лок", независимо от того, замком какой фирмы она оборудована. Изначально "Муль-т-лок" (Mul-t-lock) название фирмы, производящей всевозможные замки, запоры и блокирующие устройства, в основном для дверей и сейфов. Главный козырь - запатентованный механизм личинки замка с "телескопическими пинами" (pin по-английски - штифт). Одна из разновидностей такой личинки показана на рисунке. В отличие от большинства других замков, здесь положение штифтовУстановка модели 52 специалистом сервиса.Патентованная личинка замков "Муль-т-лок" с телескопическими штифтами: 1 - заглушки; 2 - пружины; 3 - большие штифты; 4 - малые штифты; 5 - корпус личинки; 6 - вращающийся цилиндр; 7 - ключ. "Муль-т-лок" MVP-22.задают не бородки ключа, а сверления на его плоских поверхностях. Глубина каждого строго регламентирована, поэтому диаметры лунок на ключе и ширина их конических поясков должны строго соответствовать не только длине предназначенных для них штифтов, но и форме их конических торцов. При малейшем отклонении в размерах противоположный торец штифта перекроет мизерный зазор между цилиндрическими поверхностями личинки, и замок не откроется. Но это еще не все. Внутри каждого штифта есть другой, меньшего диаметра, взаимодействующий со сверлением в центре лунки ключа под большой штифт. Количество кодовых комбинаций от этого возрастает многократно. Неудивительно, что изготовить ключ по слепку или образцу практически невозможно - даже специалисты фирмы делают дубликат только по индивидуальной пластиковой карте владельца на специальном оборудовании. Добавим, что материалы деталей личинки соответствуют высокому качеству узла в целом - они устойчивы к коррозии и износу. Корпусные детали сделаны из легированной стали, штифты - из специальной высокопрочной латуни (чтобы не "прикипали" к цилиндру), а сам ключ - из нержавейки, достаточно прочной, но не слишком твердой, чтобы не изнашивать штифты. Итак, секретный механизм личинки злоумышленнику недоступен - случаи, когда "Муль-т-лок" вскрыли, подобрав ключ или отмычку, неизвестны. А вот попытки высверлить вращающийся цилиндр бывают. Но и "БОЛГАРКЕ"здесь взломщика ожидает сюрприз - первый штифт цилиндра сделан не из латуни, как четыре остальных, а из сверхтвердой стали - сверло ее не берет. Попытка забить в цилиндр отвертку тоже успеха не имеет, разве что личинку заблокирует намертво. Получившую широкое распространение в замках бронированных дверей, запатентованную личинку впоследствии применили в автомобильных блокираторах РПП, причем и здесь фирма "Муль-т-лок" стала пионером - все прочие заимствовали ее идею запирать рычаг. В нашей стране первая модель "Мультлока" - MVP-22 появилась в 1991 году и была принята на ура. Корпус блокиратора из легированной стали, поверхностный слой которой настолько тверд, что попытка взломщика перепилить его ножовкой закончится, едва начавшись - зубья сотрутся, как пластмассовые. Дужка замка, так называемый "шэкл" (англ. shade - скоба, хомут), еще прочнее. Здесь особая сталь (ее марку фирма держит в секрете), с твердостью как на поверхности, так ив глубине прутка 60-64 HRc. Закаленная инструментальная сталь порой бывает мягче, поэтому пилить дужку или кусать ее гидроножницами бесполезно - разве что перерезать абразивным кругом ("болгаркой"). В любом случае придется кромсать обе ветви дужки, ведь каждая фиксируется в корпусе от проворота и выдергивания. Кстати, выдернуть рычаг на "Жигулях" сквозь проем дужки не получится - при установке замка на сервисе это соединение дополняют специальной втулкой. Самое слабое место модели 22 - кронштейн крепления замка к кузову. Отвернуть его невозможно - болты со срезающимися головками. Но перепилить можно - он сделан из относительно мягкой стали, ведь по технологии установки конфигурацию кронштейна подгоняют "по месту", изгибая его на специальном прессе. Чтобы усложнить работу угонщику, кронштейн располагают как можно ближе к тоннелю - не каждый решится вырезать "Муль-т-лок" вместе с куском кузова. Впрочем, иногда и такое бывает. Купив на рынке машину, владелец впоследствии может обнаружить на днище кольцевой сварочный шов - аккурат в районе кулисы... После неудачной попытки угона автомобиля с "Муль-т-локом" владелец обращается в тот сервис, где ему ставили блокиратор, для замены поврежденных деталей. Как показывает жизнь, в большинстве по-"Муль-т-лок" MVP-52.пыток угонов орудуют дилетанты с ломиками, зубилами и т. д. Согнув и исковеркав все, что можно, они в бессильной злобе бросают машину, а хозяин, которому придется покупать детали вместо поломанных, будет утешаться поговоркой: "Копейка рубль бережет"... О том, как нейтрализуют "Муль-т-лок" профессионалы, удается судить в тех редких случаях, когда машину находят по горячим следам. Как правило, мягкий кронштейн не пилят - удобнее резать дужку, ведь так и так приходится работать "болгаркой" с питанием от 12 В. Рабочую зону прикрывают шумопоглощающей накидкой, чтобы скрыть от окружающих визг инструмента и искры. Маломощным резаком работать долго, поэтому при срочных заказных угонах машину просто берут на буксир, выжав педаль сцепления. Впрочем, с дешевыми отечественными автомобилями такое происходит довольно редко - матерый угонщик занят дорогими иномарками, а дилетантам хватает и тех, что не оборудованы "силовой механикой". Появившаяся позже модель MVP-45 особыми преимуществами перед "22-й" не обладает. Ключ здесь вставляется в личинку не горизонтально, а под углом 45°. Это удобно, но неприемлемо для неаккуратных владельцев - достаточно пролить на замок кофе или сок и сверхточный механизм личинки заблокирован. К счастью, такое случается, только когда замок не заперт, и клиент просто приедет на сервис, где ему разберут и промоют механизм. И наконец, хит последнего сезона - замок модели MVP-52 блокирует не РПП, асам механизм переключения в тоннеле пола. Он пригоден для большинства иномарок, а также для "Самары", "Нивы" и ВАЗ2110. Главные преимущества перед моделями 22 и 45 - компактный кронштейн, расположенный в тоннеле под замком, и отсутствие открытой дужки. Вместо нее - блокирующий штырь, пронизывающий механизм переключения. Единственный способ удалить штырь - вырезать замок с кусками кузова и механизма переключения. Если учесть, что машину с автоматической коробкой нельзя буксировать, не разблокировав РПП, то можно понять, почему модель 52 порой спасает и от заказного угона злоумышленники отказываются от машины, зная, что придется заваривать кузов, восстанавливать покрытие и шумоизоляцию, покупать новую обивку тоннеля и механизм переключения. Отметим, что для каждой из трех моделей "муль-т-локов" есть комплекты для установки практически на любой легковой автомобиль. Их отличия только в размерах и конфигурации кронштейнов и дужек ив длинах блокирующих стержней и направляющих втулок. Вместе с установкой модель 22 стоит от $160, модель 45 - от $180, модель 52 от $250. На все детали, вышедшие из строя из-за дефектов, - пожизненная гарантия. Фирма "Муль-т-лок" предусматривает установку своих блокираторов только на сервисных станциях, специалисты которых прошли"Муль-т-лок" модели 45 на "Ниве". "Муль-т-лок" модели 52 на ВАЗ-2109.специальное обучение. Как показывает опыт, тот, кто ставит замок самостоятельно, не может правильно согнуть кронштейн, из-за чего блокиратор будет расположен слишком высоко, позволяя угонщику легко перепилить кронштейн ножовкой или отрезать верхнюю часть РПП. Не говоря уже о лишних дырках в кузове, испорченной мастике и обивке. Так что, прежде чем браться за дрель, взвесьте свои возможности. Стоит ли собственное спокойствие сэкономленных денег?ЗР 9/9895