175
ТЕХНОЛОГИЯначальный диаметр 29,98 мм увеличи+О018 ли до требуемого - 30к6 +0,002. Прочностные характеристики вала были подвергнуты испытаниям. Они показали, что предел выносливости повысился на 5-8%. Это объясняется образованием особой структуры металла - с вытянутой формой волокон и равноВ ЗР, 1997, № 12 рассказывалось о восстановлении неподвижной мерным термомеханическим воздейстпосадки подшипника в гнезде наплавкой металла на наружное кольцо. вием на поверхностный слой детали. В Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии под руководством доктора технических наук профессора Б.М. Аскинази Применяется электромеханичеразработан электромеханический метод восстановления деталей (ЭМВ).ская обработка и для упрочнения профиля наружной метрической резьбы О нем рассказывают кандидаты технических наук Сергей ФЕДОРОВ деталей. В мастерских автотранспорти Лилия ФЕДОРОВА. ных предприятий резьбу на деталях, Сущность ЭМВ заключается в совке кольца подшипника - оно не подверженных усталостному разруувеличении диаметра вала (при износе срезает выступы восстановленного вашению, нарезают без какой-либо посне более 0,4 мм) путем пластического ла. Сопрягаемые детали в момент заледующей обработки. Низкие качество перераспределения металла на нем. прессовки деформируются - возникает и износостойкость таких деталей выОперацию выполняют на токарно- дополнительный "шпоночный" эффект. зывают справедливые нарекания. винторезном станке Чтобы повысить качество, можно (рис. 1). Сначала обрабатывать резьбу после нарезаИзношенная Диаметр Диаметр поверхность высадки сглаживания высаживают мения или накатывания. Во впадину талл на изношен(рис. 2) подготовленной резьбы усРис. 1. Схема ной поверхности. танавливают инструмент с соответэлектромехани48...54 HRC Для этого настраиствующим углом при вершине. К де18...20HRC ческого восстаI вают станок на натали подключают один конец втоновления посарезку резьбы шаричной обмотки трансформатора, дочных мест на гом 1,25-1,5 мм. Редругой - присоединяют к инструвалах: 1 - высазец (высаживаюменту. Создав надежный контакт в живающий инщий инструмент) соединении "инструмент-резьба", струмент; 2 изготовлен из твервключают питание и станок. При обсглаживающий 2...6В дого сплава с углом работке, помимо термического факинструмент; 3 300...600А профиля 60°. Притора, влияющего на структуру ме ­ вал; 4 - устажав его к изношенталла, одновременное поверхностновка электроной поверхности но-пластическое деформирование механической усилием 400-600 Н, позволяет получить вытянутые вдоль 220/380В обработки. включают источник профиля резьбы волокна металла на глубине до 0,08 мм. электрического тока установки и станок. Поэтому по долговечности такие соНАГРЕВ И ДАВЛЕНИЕ УЛУЧШАТ ПОВЕРХНОСТЬНпТок силой 300-600 А напряжением 2-6 В, сосредоточенный в зоне контакта резца с поверхностью, приводит к мгновенному нагреву металла детали, и он под действием приложенного усилия вытесняется вдоль боковых поверхностей инструмента, поднимаясь вверх. Поскольку скорость перемещения металла по краям выше, чем в средней части, на вершине витка образуется своеобразный кратер. Подбор режимов обработки позволяет увеличить диаметр высадки на величину до 1 мм при шаге 1,5 мм. Затем вторым переходом достигают требуемого размера выступов сглаживающим инструментом. В результате образуется поверхность с равномерно распределенными участками выступов и впадин. Важно отметить, что твердость поверхности увеличивается до 48-54 HRC, при этом металл приобретает хорошие упругие свойства. Это особенно важно при запрес13 СвоимиСиламипряжения не только не уступают ноК несомненным достоинствам обвым, но зачастую и превышают их. работки следует отнести получаемую По этой технологии были успешно поверхностную закалку профиля по восстановлены посадочные места попериметру (HRC 42-48) при сохранелуосей автомобилей ВАЗ и "Москвич": нии вязкой сердцевины витков, отсутствие прижогов и обезуглероженного слоя, ликвидацию микротрещин во впадине и на боковых поверхностях. Учитывая, что в автомобилях резьбовые изделия составляют до 60% от общего количества деталей, описанный метод целесообразно использовать для изготовления деталей на транспортных предприятиях. Эта технология защищена патенРис. 2. Схема электромеханического упрочнетом на изобретение, а результаты исния наружной резьбы: 1 -вале резьбой; 2 - инследований и испытаний обобщены в струмент; 3 - установка для электропитания. кандидатских диссертациях.ЗР 9/98175