68
69
БЛИЗКОЕ ЗАВТРАНовая электроннокосмическая система "Рено" спасатель и штурман, механик и врач.У МЕНЯЧЕТВЕРКАМихаил ГЗОВСКИИ, Василий ФЕДОРОВ. Фото "Рено"Кто из нас хоть раз в жизни не завидовал сказочным героям, под рукой у которых, случись что, всегда оказывалась старая лампа, волшебное колечко или колдовской ларец? Потер, покрутил, произнес заветное слово - и в твоем распоряжении всемогущие слуги. Даже в самой сложной ситуации они помогут, подскажут, оберегут, подбодрят, наконец. Как бы пригодился такой ларец в долгом путешествии за рулем! Согласитесь, приятно сознавать, что за тобой всегда следит заботливый и недремлющий страж - колесо подкачает, уснуть не даст, по какой дороге проехать подскажет. Именно такой подарок готовят автолюбителям инженеры "Рено". Новейшая навигационная система фирмы, как считают французы, поможет водителю справиться практически с любой неприятностью, будь то небольшая поломка или серьезная авария. Идея состоит в том, чтобы каждый пользователь системы мог получить помощь независимо от места и времени. Как только автомобиль отправляется в дорогу, бортовая система, мозгом которой служит электронный блок, постоянно контролируемый несколькими спутниками, включается в работу и устанавливает с ними связь. В случае необходимости водителю останется нажать на одну из трех кнопок, и сообщение будет отправлено в контрольный центр, где информацию дешифруют, определив причину вызова и координаты автомобиля. Отсюда данные о происшествии, в зависимости от ситуации, направляются в одну из спасательных служб. Если водитель пострадал в авариии не в состоянии самостоятельно связаться с оператором, в работу включаются датчики, реагирующие на механические повреждения автомобиля. С их помощью сигнал будет передан диспетчеру автоматически. Таким образом, местонахождение машины будет установлено почти моментально и врачи, не теряя драгоценных минут, поспешат на помощь. Больше того, медики могут дать нужные рекомендации и оказать психологическую поддержку, что порой бывает просто необходимо, до приезда бригады врачей, связавшись с водителем по сотовому телефону - это часть системы."Электронно-космическая" скорая помощь относится к элементам пассивной безопасности, но вся ценность разработки - в ее универсальности: ведь она помогает решать многообразные задачи. Например, навигационная функция новой системы позволит вам двигаться по незнакомым дорогам более уверенно, а значит, положительно повлияет на активную безопасность. Диспетчер поможет не только определить ваше местонахождение, но и выберет кратчайший маршрут к цели путешествия и сообщит примерное время в пути. К тому же он немедленно предупредит, если на дороге начаты ремонтные работы68ЗР 9/98 рами "Рено" выступают не только крупные компании, например "Франс телеком мобилез", но и государственные службы - полиция, жандармерия, служба скорой помощи SAMU и комитет здравоохранения, пожарная охрана и другие. В будущем функции системы планируется расширить: ее пользователи смогут заказать номер в гостинице, купить билет на самолет или поезд, получить туристическую информацию. Система уже практически готова - по словам представителей "Рено", не за горами то время, когда ею будут оснащать большинство моделей фирмы. Ожидается, что первые из них появятся в продаже уже нынешней осенью. Новинка будет стоить около четырех тысяч франков (800 долларов), а впоследствии, когда пользователями системы станут и водители других европейских стран, цена, по-видимому, несколько снизится. А что же другие крупные компании? Неужели они останутся в стороне? Скорее всего, нет. Например, немецкие специалисты решили использовать для нужд человека за рулем всемирную компьютерную сеть Интернет. Исследовательский центр "Мерседес-Бенц" в Пало-Альто, США, занят разработкой перспективной модели "Сайбер", которая ожидается в серийном производстве через пять лет - Интернет станет неотъемлемой частью ее оснащения. Каждый автомобиль получит собственный электронный адрес, так что связь с Интернетом станет двусторонней. Для контактов предполагается использовать мобильную телефонную сеть. "Всемирная компьютерная паутина"снабдит водителя самой разнообразной информацией: она не только подскажет адрес ближайшей АЗС или мотеля, напомнит о необходимости замены масла, но и на ходу продиагностирует двигатель, выдав соответствующие рекомендации. Кроме того, в автомобиле можно будет принимать развлекательные видео- и аудиопрограммы - на дисплее в центре приборной панели и двух дисплеях, помещенных с обратной стороны подголовников передних сидений. Разработчики надеются, что Интернет станет мощным оружием в борьбе с угонщиками, блокируя при необходимости работу различных систем - замков, зажигания и т. п. Если же машину все-таки увели, специальный датчик позволит определить ее местонахождение. На противоугонную систему специалисты "ДаймлерБенц" возлагают большие надежды: ведь чтобы справиться с ней, угонщик должен иметь специальное образование. Немцы явно лидируют по части "встраивания" автомобиля в Интернет. Известно, что этой темой заняты также инженеры "Ситроена", но по объему поставленных задач их программа куда скромнее. Что до признанных лидеров в области автомобильной электроники - японцев,гГде бы ни находилась машина, "ангелы-хранители" зорко следят за ней с орбиты.или возникли другие непредвиденные обстоятельства. А кто из нас застрахован от Щ неприятностей вдали от дома, скажем, на загородной дороге? Что делать, если проколоты сразу два колеса или машина безнадежно заглохла? Теперь вам даже не нужно произносить волшебных фраз, вызывая "двоих из ларца, одинаковых с лица". Сообщите о поломке оператору и спокойно дожидайтесь приезда механика из ближайшего техцентра или, воспользовавшись советом специалиста, попробуйте устранить неисправность самостоятельно. Впрочем, вернемся все же в реальность. Чудес на свете не бывает, и разработка "Рено" не лишена недостатков. Самый серьезный, пожалуй, в том, что ее радиус действия напрямую зависит от зоны приема сотового телефона. Правда, во Франции, где поначалу будет внедрена новинка, проблем с этим, скорее всего, не возникнет. Тем более, что партнеВ контрольном центре определят причину вызова и координаты машины.Ш/ ^шМедицинскую и техническую помощь, а также навигационную информацию можно получить, нажав одну из трех кнопок.то, как они сами признают, планы в этой сфере пока не выходят за рамки абстрактных пожеланий. Не так давно многие идеи казались нам фантастическими, однако сегодня космические полеты стали обыкновением, а жизнь без компьютера - почти невозможной. Думается, однажды мы перестанем удивляться и электронному ларцу с четырьмя помощниками, готовыми исполнить любое пожелание.ЗР 9/9869