118
119
120
ЛЕГЕНДЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ВЕКАПРЕСТИЖНЕЕ"РОЛЛС-РОЙСА", БЫСТРЕЕ "ЯГУАРА"Самым "американским" в модельном ряду "Фасель-Вега" был седан-хард-топ "Экселенс", задние двери которого были навешены по тогдашней заокеанской моде.Александр МЕЛЬНИК. Рисунки Станислава Тарханова Такого в истории автомобилестроения больше не было - ни до, ни после. Яркая звезда по имени "Фасель-Вега" сияла на европейском небосклоне ровно десять лет и погасла так же внезапно, как появилась. Но до сих пор стареющие миллионеры, когда находит на них сентиментальный стих, рассказывают своим детям об удивительном автомобиле, который когдато им удалось купить. Баснословно дорогой, устрашающе мощный и дьявольски быстрый, он обладал при этом покладистым характером и плавным ходом... Жану Даниносу очень хотелось удивить мир чем-то экстраординарным. Вот уже 15 лет его фабрика "Фасель" (аббревиатура названия "Форже э Ателье де Конструксьон д'Юре э Луар") выпускала всевозможные изделия из металла - инструменты, детали и узлы самолетов, рамы для мотороллеров, оборудование кухонь и офисов. Во время же немецкой оккупации, в 1940-1944 годах, Данинос снабжал газогенераторными установками грузовики и автобусы. Но все это была такая проза! Между тем Жан привык вращаться в высшем обществе, приятелями его брата, модного французского журналиста и писателя Пьера Даниноса, были художники, артисты, музыканты, аристократическая элита. Жан для них оставался коммерсантом, дельцом, буржуа. Во Франции такие различия чувствуются очень тонко. Неодолимая тяга к высшему свету еще в 1949 году заставила Даниноса заняться выпуском дорогих заказных автомобильных кузовов на шасси "Бентли" и "Делаэ". Правда, предприниматель в нем тогда взял верх - выпускать серийные кузова крупными партиями для "Форда", "Симки", "Панара" оказалось выгоднее. Однако со своей мечтой Жан не расставался - он обязан построить сверхроскошный автомобиль, "машину для немногих, кому нужно лишь самое лучшее". Онадолжна быть большой, удобной ив то же время быстрой, чтобы можно было, "попив кофе с круассанами в Париже и встретившись с деловыми партнерами на ланче в Женеве, отужинать в Милане". О сколько же богатых коммерсантов и бедных честолюбцев сломали себе шею, пытаясь достичь подобной цели! Ведь автомобилю высшего класса требуются комплектующие только соответствующего качества, тщательнейшая сборка и отделка. И себестоимость машины взлетает до небес. Кроме того (и это, пожалуй, главное), для такого автомобиля "имидж - все", марка с самого начала должна быть престижной: неизвестный товар, пусть самый лучший, не станут брать, если у него нет репутации. Тем не менее Жан решил рискнуть, и на осеннем автосалоне 1954 года в Париже появился "Фасель-Вега" - большое вместительное купе с отделкой класса "люкс" и мощным мотором в 203 л. с. Несмотря на непомерную цену (около четырех тысяч фунтов стерлингов, в то время как118ЗР 9/98 стандартный роллс-ройсовский седан "Сильвер Дон" стоил тогда 3250 фунтов), машину очень хорошо встретили. Данинос получил несколько заказов, и в апреле 1955 года первый "Фасель-Вега" отправился к своему владельцу. К концу года выпустили 46 автомобилей, в следующем производство удвоилось. Появились новые модели - еще более мощные и роскошные купе FVS и седан "Экселенс". Причем, что очень важно, заказчиками Даниноса становились не просто богатые люди - сплошь знаменитости. Машины "Фасель-Вега" разных моделей были в гаражах короля Марокко Хасана II и художника Пабло Пикассо, автогонщика Стерлинга Мосса и киноактера Тони Кертиса, индийского принца Масхора и барабанщика "Битлз" Ринго Старра, актрисы Авы Гарднер, шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви, кинорежиссера Франсуа Трюффо и многих других. Разумеется, обширные знакомства Жана Даниноса в артистической богеме и политической элите (конечно же, "Фасель-Вега" был у писателя Пьера Даниноса) несколько облегчали ему задачу и делали офис фирмы, расположенный в доме номер 19 по авеню Георга Vв Париже, в некотором роде модным салоном. И все же, сами понимаете, даже у лучшего друга не станешь покупать кота в мешке за сумасшедшие деньги. Чем же привлек Жан богатых автолюбителей?лем. Разработанный под руководством самого Даниноса, его кузов вобрал в себя черты конструкторских школ самых разных стран. Панорамное стекло громадных размеров, обилие хрома, массивные бамперы, причудливые задние фонари, необъятные габариты машины говорили о несомненноммить на отделке салона из лучших сортов кожи и самых ценных пород дерева ни в коем случае нельзя. И Данинос решил не тратить лишних денег на разработку и производство двигателя и трансмиссии. Он заключил соглашение с американским концерном "Крайслер", так что "Фа-американском влиянии. Характерный передок навевал мысли о солидном английском "Элвисе", побывавшем в швейцарском кузовном ателье "Грабер". Наконец, некоторая экстравагантность, проглядывавшее даже в этом пятиметровом монстре весом в полторы-две тонны изящество выдавали французское происхождение "Фасели". Однако, как ни придирчиво относился Жан к внешнему виду своего детища, он Прежде всего дизайном. Изделия фирпрекрасно понимал, что бизнес - превыше мы "Фасель" называли тогда первым по-навсего. Как снизить себестоимость машины стоящему интернациональным автомобидля королей и миллионеров? Ведь эконо-Малышка "Фаселия", которая и погубила детище Жана Даниноса.сель-Вега" получил мощный, надежный и дешевый мотор от стандартной модели "Де Сото-Файрдоум". Восьмицилиндровый V-образный агрегат с чугунным блоком, нижним распредвалом и гидравлическими толкателями расположенных в головке клапанов выпускался с 1951 года. Кроме того, по заказу машины оснащались автоматической коробкой передач "КрайслерТокфлайт", хотя в стандартном варианте имели более дорогую четырехступенчатую трансмиссию с ручным переключением французской фирмы "Пон-а-Мусон". Массивный кузов покоился на мощной раме, сваренной из стальных труб. Передняя подвеска - независимая на треугольных поперечных рычагах, задняя - неразрезная балка на продольных полуэллиптических рессорах. Такая конструкция обеспечивала машине устойчивость и очень неплохую по тем временам управляемость на высоких скоростях, а мощный двигатель (253 л. с. в 1956 году, 360 в 1958-м и, наконец, 390 в 1962-м) позволял добиться разгонной динамики не хуже, чем у престижного "псевдогонщика" "Мерседес-Бенца-ЗООБ!.". Максимальная же скорость модели НК500 составляла 230 км/ч, "ФасельII" развивал 240! С замедлением, правда, дела обстояли не так хорошо, но когда в 1959 году на всех колесах появились дисПанель приборов 6-местного "купе" "ФасельВега HK500". Почти сотня этих машин была продана в Англии и половина из них до сих пор на ходу.ЗР 9/98119 ковые тормоза "Данлоп", машина избавилась от едва ли не единственной своей слабости. И покупатели ответили на это ростом заказов. Удивительно, но даже сверхпатриотичные французы простили Даниносу американский мотор и явно заграничный экстерьер. Разорялись фирмы, на протяжении десятилетий бывшие символами французского автомобилестроения - "Делаэ", Тонкие" и "Сальмсон", а "Фасель-Вега" процветала. Вполне возможно, удовольствуйся Жан достигнутым, глядишь, сегодня разъезжать на "шестисотых" по улицам Москвы считалось бы дурным вкусом, а былую славу "Роллс-Ройса" вспоминали бы немногие знатоки. Но после пяти лет уверенного роста Данинос решил, что "КадилГигантская мощность шестилитрового мотора 390 л.с. позволяла "Фасель-Н" легко развивать 240 км/ч. Обратите внимание на необычные панорамные ветровое и заднее стекла.лак", "Бентли", "Дэймлер", "Паккард" повержены, и вознамерился дать бой "Альфа-Ромео", "Остин-Хили" и другим производителям небольших, но не таких уж дешевых автомобилей спортивного стиля. Торговцы уверяли Жана, что сумеют сбыть до 2500 таких машин в год. Увы, с 1959 по июль 1964 года на авеню Георга V пришли только 1859 заказов на компактные спортивные машины моделей "Фаселия", "Фаселия-Р2" и F2S, "Фасель-НГ и "Фасель-6". Слабым местом оказался двигатель, сконструированный той самой фирмой "Пон-а-Мусон", что поставляла коробки передач для больших "Фасель-Вега". Французским инженерам, по-видимому, не хватило опыта разработки таких сложных агрегатов. Четырехцилиндровый рядный мотор с двумя верхними распредвалами рабочим объемом 1646 см 3и мощностью 115 л. с. постоянно ломался, что, разумеется, тут же сказалось на репутации фирмы и отпугнуло покупателей. Сам же автомобильполучился слишком дорогим для "среднего" любителя быстрой езды и маломощным и непривлекательным для традиционных клиентов фирмы. Данинос пытался использовать английские и шведские силовые агрегаты, но было поздно: в автомобильном бизнесе, как, впрочем, и в любом другом, малейшее неосмотрительное решение может привести к быстрой катастрофе. Изготовление "маленьких" спортивных машин с самого начала было убыточным, производственные мощности простаивали, а прибыли от продаж больших седанов и купе не могли закрыть такую прореху в бюджете фирмы. И в июле 1964-го выпуск автомобилей, которые были роскошней "Кадиллака", изящнее и вместительнее "Роллс-Ройса", чья прыть позволяла их владельцам тягаться с "Мазерати" и "Феррари", а внешний вид заставлял оборачиваться завсегдатаев самых фешенебельных отелей, был прекращен.