НАУКА -АВТОЛЮБИТЕЛЮЗОЛОТО ДЛЯ ДРУЗЕЙРазработки специалистов НИИ автоэлектроники.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Работа в НИИ нынче не в моде. Над очкариками-инженерами - кумирами шестидесятых - сегодня откровенно смеются. Ими пугают маленьких детей: не будешь есть манную кашу (о, простите, йогурт!), вырастешь таким, как дядя. Считается, что в современной России гораздо большую пользу приносят дилеры, маркетологи, знахари, адвокаты. А какой прок от инженеров в НИИ? Такие невеселые мысли бродили в голове, когда руководитель лаборатории датчиков Научно-исследовательского института автомобильной электроники Юрий Диомидович Николаев знакомил меня со своими владениями. "А знаете ли вы, - начал он, - что такое позистор? Это такой своеобразный резистор, электрическое сопротивление которого существенно возрастает с повышением температуры. Обычно основу позистора составляет пластина керамического титаната бария (ВаТЮг) с добавкой точно дозированных примесей лантана или церия, благодаря которым зависимость сопротивления от температуры приобретает вид невероятного горного пика". "Ну и что это дает?" - признаюсь, я был несколько ошарашен нежданной лекцией. "А вот что. Если подвести к позистору напряжение, он начнет разогреваться, совсем как обычная спираль в электроплитке. Но! Как только температура достигнет заданного порога, сопротивление позистора резко - в сотни раз - возрастет и дальнейший нагрев прекратится. Температура стабилизируется, причем независимо от величины приложенного напряжения. И, заметьте, без применения каких-либо термодатчиков, контактов и прочего, а только благодаря физическим свойствам материала. Поэтому надежность - стопроцентная!" Скажу откровенно, я не слишком разделял энтузиазм моего собеседника. А мне то, рядовому автолюбителю, что, простите, от стопроцентной надежности позистора? "Ну как же? - искренне недоумевает Николаев. - Да взгляните хотя бы на вулканизатор. Он изящнее и легче своих собратьев, пылящихся на полках магази-нов, и обладает, кроме того, ценным качеством. При подключении в сеть - 12 или 24 В, безразлично - нагревается до рабочей температуры 150°С за 1,5 минуты и потом может находиться во включенном состоянии сколь угодно долго. Температура не изменится и все время будет оптимальной для процесса вулканизации". Но этим, как оказалось, далеко не исчерпываются выгоды позистора. Применив его, можно изготовить миниатюрные подогреватели для карбюратора, а также топливопровода дизельного двигателя, обладающие аналогичными свойствами. Вещи, как вы понимаете, полезные, но пока их не видно на прилавках. Впрочем, так можно сказать о любом приборе, с которым мне пришлось столкнуться в лаборатории датчиков НИИАЭ. Вот вроде бы обычный масляный щуп, из рукоятки которого торчит... пучок проводов. Дело в том, что в него вмонтирован оригинальный датчик, сигнализирующий водителю, если уровень масла в картере опасно понизится. Каким образом? В конце щупа установлена биметаллическая пластина с намотанным на нее нагревателем. Если масла нет, пластина под действием тока нагревается, изгибается и замыкает сигнальную цепь. Если же масло покрывает пластину, тепло отводится от нее и цепь не замыкается. Разработаны в лаборатории и необычные - хотя абсолютно стандартные на первый взгляд - датчики давления и температуры. Их "изюминка" в том, что кроме аналоговой части (выдающей сигнал на стрелочный прибор) внутри размещается и контактное устройство для сигнализации об аварийном режиме. При этом датчики вворачиваются вместо штатных без каких-либо переделок, тройников и прочего. Есть в лаборатории и новые шинные манометры с гарантированной точностью измерения 0,1 атм, и указатели температуры, работающие не от +40°С, как обычно, а от 0°С, что позволяет объективно контролировать прогрев двигателя. Словом, Николаев и его коллеги меня убедили - их золотые руки и светлые головы могут дать автолюбителю полезнейшие вещи. И все было бы хорошо, будь это магазин, а не институтская лаборатория. Но пока предприятия не заинтересовались новинками, так что плодами разработок лаборатории датчиков НИИАЭ пользуются лишь друзья и родственники их авторов.1. Позисторный вулканизатор. 2. Подогреватель карбюратора. 3. Подогреватель топливопровода дизельного двигателя. 4. Масляный щуп. 5. Датчик давления масла с сигнализатором аварийного режима.ЗР 9/9875