87
88
89
90
91
ЭКСПЕРТИЗАКОЛЮЧИЕшип|«тттк1''18мЖ-! отоавтора9Какую зимнюю обувку подобрать для своей любимой машины? Тестируем двенадцать моделей покрышек ведущих зарубежных и отечественных производителей. В этом номере мы приводим данные о шинах, занявших места с 12-го по 7-е, в следующем - с б-го по 1-е. В прошлом году мы уже знакомили читателей с зимними покрышками, только без шипов. Нынче настал черед "колючих" шин. Для испытаний отобрали 12 моделей, которые стали поступать в Россию совсем недавно или только появятся к предстоящей зиме. Среди них девять от самых именитых зарубежных компаний: "Бриджстоун" (Bridgestone), "Гиславед" (Gislaved), "Мишлен" (Michelin), "Данлоп" (Dunlop), "Гудьир" (Goodyear), "Пирелли" (Pirelli), "Купер" (Cooper), "Матадор" (Matador), "Нокия" (Nokian) и три от мощных отечественных, способных бросить вызов иностранцам: НИИШП, "Нижнекамскшина" и Московский шинный завод. По оценкам работников компаний, а также дилеров, торгующих шинами, все покрышки нашего теста должны стать весьмаРАЗГОН (с места до 50 км/ч, покрытие -- снег) Шина Bridgestone Cooper Matador Время, с%47,5 50,0 51.9 52.5 53,8 53,8Очкиснега и льда, автомобиль, обутый в покрышки с шипами, смотрится солидней. Осталось определить сильнейшего из "колючих" бойцов. Почти месяц экспертРАЗГОН (с места до 50 км/ч, покрытие • -лед) Шина НИИШП Cooper Partner "Кама" Matador Время, с 10,7 11.3 11.3 12.3 12.5 13,0 19.27.6 8.0 8.3 8,4 8.6 8.616,07 42211"жигули", "самары', "десятки сходят с конвейера в основном с такими шинами. Для оценки свойств покрышек использовали ВАЗ-2110. Конечно, машина отличается от "Самары" и "Жигулей". Однако поведение всех вазовских автомобиДЛИНА ТОРМОЗНОГО ПУТИ (в метрах с 50 км'ч, передача нейтральная, колеса заблокированы, покрытие - снег) Шина Partner Cooper Путь 22,6 22.7 23,8 24,7 26,3 30,2 44.8%55.7 58,9 58,9 64,1 65,1 67.7Очкиниишп"Кама" Partner Бл-858 66 3100%50,4 50.7 53.1ЗаносОчкипопулярными у покупателей. Ведь их ездовые свойства рассчитаны на суровые российские условия, плохие дороги, а цена и качество - на возрастающее желание автомобилистов подковать своих скакунов стальными шипами. Ведь, как ни крути, машина на шипованных покрышках ведет себя почти во всех ситуациях надежнее, чем на обычных зимних. И разгоняется пошустрей, и тормозит увереннее, да ив повороте управляется проще. Словом, там, где многоBridgestone Бл-852 19 876ДО 90 град100ниишпMatador "Кама" Bridgestone Бл-8555158.7 67.4ная группа ЗР трудилась на полигоне не покладая рук. Дабы не утомлять читателя подробностями "холодной" работы, приведем лишь оценки каждой покрышки - они в рамках, таблицы тестов с завоеванными местами и краткое сообщение о методике испытаний. Мы выбрали покрышки размером 175/70R13. Он самый популярный у нас:5 1100лей на испытуемых шинах будет весьма схожим - мы проверяли. Так что на результаты от "десятки" вполне могут ориентироваться и владельцы других отечест-108 очковКама-578" - "Громкоголосый статист"Производитель - "Нижнекамскшина", Россия Максимальная скорость - 180 км/ч (индекс "S") Глубина рисунка протектора - 9,5 мм Выступание шипов - 1,1 -1,4 мм Количество шипов - 112 шт. Цена в Москве - 345 руб. Соотношение цена/качество (сумма очков) 3.20 Официальный дилер - получали на заводе.Шина с закругленным плечом, рисунок - крупная жесткая шашка, зашипованная по всей ширине протектора Самая слабая шина из представленных. Тем не менее, по всем замеренным показателям она превосходит лучшие нешипованные зимние шины (см. ЗР, 1997, № 9 и 10) Показатели хоть и невыдающиеся, но все одного уровня (кроме плавности хода - он выше) Прогнозировать поведение машины при таком условии несложно По льду на "Каме" нужно ездить очень аккуратно При слишком резком повороте руля может мгновенно исчезнуть сцепление всех колес с дорогой и автомобиль станет неуправляем. Низкие сцепные свойства - следствие не слишком подходящего для зимних условий рисунка протектора и не-Ровные свойства по всем тестам.•:•удачной схемы шиповки. Условия, в которых "Кама" хорошо себя покажет, мы так и не определили.еОчень низкая проходимость в глубоком снегу, очень высокий уровень шума.88ЗР 9/98 Производитель - "Матадор-Омск", Россия Плечо совсем круглое, рисунок - шашка средних размеров, нарезанная на поперечные ламели. ЗашиповаМаксимальная скорость - 190 км/ч (индекс "Т") ны только боковые шашки, причем по самому краю с Глубина рисунка протектора - 8,5 мм небольшим разбросом по ширине. Выступание шипов - 1,8-2,2 мм Хотя "Матадор" и попадает во вторую группу, но по торКоличество шипов - 110 шт. мозным свойствам и на льду, и на снегу он показал средЦена в Москве - 250 руб. ние результаты, а уровень комфорта при такой цене доСоотношение цена/качество -1,38 (первое статочно высокий. По основным свойствам Сибирь" место) сбалансирована На этих покрышках машина хорошо Официальный дилер - "Матадор М" тормозит, неплохо управляется, но разгоняется вяло. Протектор "Матадора" плохо самоочищается. Это мешает уверенно двигаться по глубокому снегу. Самый Высокий уровень комфорта, лучшее большой недостаток - высокий расход топлива. соотношение цена/качество. Но на все недостатки за хорошее соотношение цеНизкая проходимость в глубоком снегу, на/качество можно закрыть глаза. высокие расходы топлива.i$k181 очкоMatador MP 57 Sibir - "Комфорт в кредит"е"Матадор MP 57" лучше использовать в городах, где на улицах мало льда и снега. венных машин, а также многих иномарок. На этот раз от специально подготовленных покрытий мы отказались, посчиДЛИНА ТОРМОЗНОГО ПУТИ (в метрах с 50 км'ч, передача нейтральная, колеса заблокированы, покрытие-лед) Шина Partner Matador НИИШП Cooper "Кама" Bridgestone Бл-85 Путь 47.3 50.8 52,0 55.1 55,5 61.2 90,4ровностями. На полигон не выезжали, если температура воздуха поднималась выше -8°С: уже при -4° (и выше) лед стано-максимально задействовать протектор и свести к минимуму помощь шипов. Снег при этом был слегка укатанный, но не до%52,3 56,2 57,5 61,0 61,4 67,7Занос до 45 градОчки 97до 60 град до 90 град 644 1100тав их нетипичными для российских дорог. Поэтому лед подбирали не идеально ровный, а естественный, с небольшими не-вился мягким, из-за чего эффективность шипов обычно заметно снижается. А вот на снегу мы работали в диапазоне температур от - 2 до -5°С, стараясьжесткой корки. Для сравнения в качестве базовой приняли самую распространенную у автолюбителей шину Бл-85 той же размерно-187 очковBridjestone WT-14 - "Восточный интеллигентПроизводитель - "Бриджстоун", Япония Максимальная скорость - 160 км/ч (индекс "Q") Глубина рисунка протектора - 9,8 мм Выступание шипов - 0,3 мм Количество шипов - 110 шт. Цена в Москве - 440 руб. Соотношение цена/качество - 2,35 Официальный дилер - "КАМТЕХ" Очень высокий уровень комфорта, небольшой расход топлива. Низкие продольные сцепные свойства, плохая проходимость в глубоком снегу.Традиционно для последних моделей фирмы мягкая шина с выраженным, но все же скругленным плечом. Рисунок - довольно крупная шашка с мелкой нарезкой. Шипы излишне заглублены. Производит очень неплохое впечатление до тех пор, пока не приходится тормозить или поворачивать Машина раньше, чем на других шинах, начинает скользить ив продольном, и в боковом направлении, хотя происходит это плавно и легко прогнозируется. Для глубокого снега не годится вовсе. Впечатление такое, что шина рассчитана на хорошо очищаемые зимние дороги. У нее выдающиеся для зимних шин уровень комфорта и расход топлива - не хуже, чем у всесезонной Бл-85! И все же эта покрышка ввергла нас в недоумение. Излишне заглубленные шипы не позволили полностью реализовать ее явно высокий потенциал. Что это - ошибка при шиповке или желание аккуратных японцев сберечь асфальт?•:•0"Бриджстоун" (с таким выступанием шипов), как и "Матадор", лучше использовать в тех регионах, где дороги быстро и хорошо очищают.ЗР 9/9889 Cooper Weather Master S/T - "Снеговые мокасины"Шина с округлым плечом и зимним рисунком протектора средних размеров шашки с мелкой поперечной "нарезкой". Шиповка (с большим разбросом по высоте) в четыре дорожки - на боковых и соседних с ними шашках. Единственная шина, у которой на боковине есть выступающие кольца для защиты от бордюрных камней. Однако кольцо только с одной стороны покрышки, поэтому при монтаже на диск ее следует верно ориентировать. "Купер" открывает категорию "средних" шин, у которых рисунок протектора рассчитан скорее на снег. Подтверждают это хорошие тормозные свойства на снегу и неплохая проходимость шины. А вот курсовая устойчивость на больших скоростях низка - из-за высокого и подвижного протектора шины автомобиль плавает на дороге и требует постоянной работы рулем. Производитель - "Купер", США Максимальная скорость - 1 80 км/ч (индекс "S") Глубина рисунка протектора - 10,5 мм Выступание шипов - 1,5-2,5 мм Количество шипов - 72 шт. Цена в Москве - 390 руб. Соотношение цена/качество - 1,73 Официальный дилер - "Юни Тайр" Высокие тормозные свойства на снегу, хорошая плавность хода. Недостаточные сцепные свойства на льду, низкая курсовая устойчивость на прямой,0"Купер" подойдет для больших и маленьких городов, где выпадает много снега и его не успевают убирать с дорог. сти, что и остальные. Результаты тестов "бээлок" принимали за точку отсчета 100%. И еще одно очень важное условие испытаний мы выполняли четко. Каждый эксперт по-своему расположен к той или иной компании - один считает лидером "Конти", другому по душе "Гудьир" - и может предвзято, необъективно оценить качество шин. Поэтому наши механики меняли шины, не посвящая водителей в то, на каких именно покрышках те поедут. Образцам присваивали только номера. Правда, сами испытатели нарекли их по-своему. Испытания, как водится у профессионалов, разделили на два блока - объективных и субъективных оценок. В первом - замеры по семи позициям, в основном касающиеся сцепных свойств шин. Продольные качества определяли по разгону и торможению на льду и снегу: разгон с места до 50 км/ч с максимально возможным ускорением и минимальной пробуксовкой; замедление - с 50 км/ч до полной остановки при заблокированных колесах. Поперечные сцепные свойства оценивали по скорости (времени) "объезда неподвижного препятствия" с возвратом на свою полосу. Этот тест "крутили" только на льду. Максимальной считали ту скорость, при которой машину едва удавалось держать в коридоре, не сбивая конусов. Расходы топлива с разными покрышками отличны друг от друга. Их замеряли на горизонтальном километровом участке при постоянных скоростях 60 и 90 км/ч. Чтобы исключить случайные результаты, заезды повторяли по три раза (а то и больше - до десяти). В упражнениях периодически, через две-три смены шин, выкатыИМИТАЦИЯ ОБЪЕЗДА ПРЕПЯТСТВИЯ (покрытие - лед) Шина Скорость, км/ч 37,1 35,3 35,3 35,3 35,3 34,0 30,5%82,2 86,4 86,4 86,4 86,4 89,8ОчкиниишпBridgestone "Кама* Cooper Matador Partner Бл-851100ПРОХОДИМОСТЬ Шина Баллы Очки ОсобенностиниишпPartner Cooper Matador Bridgestone "Кама" Бл-8510 1010 107 211любит букс8 544боится букса2^ЧЬивав очковPartner М 232 - "Первый парень на деревне"Производитель - Московский шинный завод, Россия Максимальная скорость - 160 км/ч (индекс "Q") Глубина рисунка протектора - 9,9 мм Выступание шипов - 2,2-2,5 мм Количество шипов - 84 шт. Цена в Москве - 370 руб. Соотношение цена/качество - 1,62 Официальный дилер - получали на заводе Хорошие тормозные свойства, отличная проходимость. Низкие поперечные сцепные свойства, высокий уровень шума.Шина с округлым плечом, имеющим нарезку, рисунок - направленный, с крупными боковыми шашками, шипованными, как и "Матадор", практически всего в два ряда. У "Партнера" снеговой характер, который нельзя назвать ровным. Скорее, наоборот, он разнороден и противоречив. Например, хорошие тормозные свойства сочетаются с откровенно слабыми сцепными качествами в поперечном направлении. "Партнер" неплохо тормозит на снегу и имеет здесь отменную проходимость благодаря хорошей самоочищаемости протектора. На льду шипы помогают только при торможении - в повороте они явно не работают из-за того, что расположены на самом краю плеча0"Партнер" мы рекомендуем для российской глубинки - там, где дороги обычно покрыты свежевыпавшим или укатанным снегом.90ЗР 9/98 844 очкаНИИШП И-508 - "Король российской глубинки"Производитель - НИИШП, Россия Максимальная скорость - 180 км/ч (индекс "S") Глубина рисунка протектора - 10,0 мм Выступание шипов - 1,5 мм Количество шипов - 1 28 шт. Цена в Москве - 350 руб. Соотношение цена/качество -1,43 Официальный дилер - НИИШПУже знакомая читателям (ЗР, 1997, № 9) шина с очень крутым плечом и "агрессивным" протектором. Шипована только боковая шашка, но с хорошим разбросом, позволяющим при торможении юзом эфо>ективно работать шести рядам шипов. Рекордсмен среди участников теста по количеству шипов. Совсем ненамного И-508 опережает "Партнера", но разительно отличается более ровным характером Проходимость лучше, чем у МШЗ, но комгрорт и расход топлива хуже Если бы не два ярко выраженных недостатка, ее можно отнести к лидирующей группе шинеХорошая проходимость. Низкий уровень комфорта, большие расходы топлива.И-508 остается незаменимой для российской глубинки, как и "Партнер". На НИИШПе мы уверенно чувствовали себя не только на заснеженных, но и на обледенелых дорогах вали машину на Бл-85. Так определяли изменение состояния покрытия и пересчитывали зачетные результаты. В самом сложном при "объезде препятствий" "десятка" на "бээлках" следовала за каждой машиной на испытуемых шинах только так точно контролировали состояние покрытия. Разумеется, без сложного оборудования в таком деле не обойтись. Нас выручил измерительный комплект "ЕЕР-3 Датрон" с датчиком пути "Корревит L" и расходомером PLU116Н известной фирмы "Пирбург". Время "объезда препятствий" регистрировали фотостворами. Второй блок - экспертная оценка - основан только на ощущениях. Здесь было семь номинаций. Три эксперта-испытателя по десятибалльной шкале ставили оценки шинам за проходимость в глубоком снегу, управляемость, удобство управления разгоПЛАВНОСТЬ ХОДА Шина Bridgestone Cooper Matador "Кама" Partner Баллы Очкином, торможением, курсовую устойчивость автомобиля на прямой, плавность хода и шум. Из трех оценок выводили среднее и формулировали замечания.зультаты в очки: за лучший результат - 1 0 , за худший - 1 (Бл-85 не в счет). Потом определили коэффициенты значимости - весомость показателя. Ведь тормозной путь для зимней шины явно важнее, чем, например, расход топлива. Итог вывели сложением полученных очков, умноженных на коэффициенты значимости. По сумме очков определили места. Впрочем, возможно, не всякий согласится с нашей схемой абсолюта и тем более с занятыми местами - сколько людей, столько и мнений. Таким предлагаем самим придумать коэффициенты и пересчитать места по объективным данным всех тестов и оценок. И сделать свои выводы. В следующем номере расскажем о шипах, их работе и влиянии на ездовые свойства автомобилей и, как было обещано, о шинах - лауреатах нашего теста.РАСХОД ТОПЛИВА (л 100 км при 60 км/ч) Шина РасходВ отличие от прошлогодних испытаний, в нынешних мы решили расставить шины по местам в так называемом абсолютном зачете. А делали это так. Сначала обратили замеренные и оцененные реКУРСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬАКУСТИЧЕСКИЙ КОМФОРТ Шина Bridgestone Matador Cooper Баллы 874332 Очки 10 94221 Шина Partner НИИШП Bridgestone Matador "Кама" Cooper Бл-85НА ПРЯМОЙ Баллы Очки%100102,1 104,2 104,2 106,3 108,3ОчкиBridgestone Partner "Кама" Cooper Matador9 886658109 95538 54433610 53 3114,8 4,9 5,0 5,0 5,1 5,2 4,810 86 631ниишпPartner "Кама" Бл-85ниишпБл-85ниишпБл-851008РАСХОД ТОПЛИВА (л/100 кы 1ри90ш/ч) УПРАВЛЕНИЕ РАЗГОНОМ Шина Bridgestone Cooper Баллы Очки УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЖЕНИЕМ Шина Cooper Bridgestone Partner НИИШП Matador "Кама" Бл-85 Баллы Очки УПРАВЛЯЕМОСТЬ Шина НИИШП Bridgestone Matador Cooper "Кама" Partner Бл-85 Баллы Очки Шина Bridgestone Cooper Partner НИИШП "Кама" Matador Бл-85 Расход%98,4 101,6 103,3 104,9 106.6 108,2Очки6,0 6,2 6,3 6.4 6,5 6,6 6,17 6654327 664218 7765329 776416 5543326 4421110 76 421ниишпPartner Matador "Кама" Бл-85100ЗР 9/9891