176
177
178
РЕМОНТ"ОПЕЛЬ-ОМЕГА": МЕНЯЕМ НАСОСЕвгении БОРИСЕНКОВ. Технический центр ЗР "Крестовский "Опель-Омега 2,0 i" 1988 года с двигателем C20NE То, что мы обычно называем насосом охлаждающей жидкости, на самом деле таковым не является. Насос как единый узел состоит из двух основных частей - корпуса и крышки. Именно так он и выглядит на двигателе, например, классических "Жигулей" В дальнейшем корпус стали изготавливать заодно с блоком цилиндров, а съемной осталась крышка с крыльчаткой, подшипником, валом и шкивом привода - ее-то теперь и называют насосом или чаще помпой. Однако наполовину спрятанный в блоке насос не "дотягивался" до плоскости генераторного ремня, традиционно используемого для привода навесных агрегатов. И тут как нельзя кстати подвернулся зубчатый ремень привода распредвала. Так ремонтопригодность и надежность двигателя принесли в жертву компактности. Теперь при разрушении уплотнения вала насоса горячий "Тосол" быстренько вымывает смазку из подшипника, лишая его подвижности. Остановившийся вместе с заклинившим валом шкив помпы (при работающем двигателе!) тут же срезает зубья на ремне. Лишенный привода, распредвал замирает, поршни ударяют по клапанам - двигатель отправляется в ремонт. И все из-за маленького резинового сальника! Правда, в крышке на этот случай есть специальное сливное отверстие. Но, судя по диаметру, оно предназначено для отвода жидкости, просачивающейся при постепенном износе уплотнения, и вряд ли рассчитано на аварийный сброс.Ключом "на 10" отворачиваем четыре болта, крепящие крыльчатку вентилятора системы охлаждения, и сдвигаем ее к блоку. (Кожух условно не показан.)Владельцу этого "Опеля-Омеги" повезло - "вода дырочку нашла" и дело ограничилось легким перегревом вовремя остановленного (вот как полезно хоть Поддев отверткой, снимаем две скобы креплеизредка поглядывать на приборы!) двигателя. Поскольку для замены уплотнения ния кожуха... требуется специальная оснастка (да и резинку эту так просто не найти), приобрели крышку в сборе (фото 1). Работу выполняем "на земле" Из специального инструмента потребуются ключ "на 41" (его можно изготовить из стандартного, сняв "лишний" металл на наждаке) и шестигранник "на 6" Так как охлаждающая жидкость уже вытекла, дублировать эту операцию мы не стали....и сам кожух.деталь, купленная взамен вышедшей из строя Цена в Москве - около 400 рублей.Ослабляем хомуты..Три последние операции мы проделали для удобства фотосъемки. Кожух легче снять после отсоединения вискомуфты вентилятора (фото 12). Однако работать без него оказалось намного удобнее, потому мы решили оставить и такой вариант.£ЙшШЗЗ^^мНТ^^лV Ус ^ ы С »" " " '""*^шШ ШШЛЩбиТСнимаем с кожуха вентилятора скобу, крепящую "силовой" провод стартера. ..и снимаем воздуховод.'^ тЗь! '--- * 1э&ьДвумя ключами "на 13" ослабляем крепление генератора к регулировочной планке.176ЗР 9/98СвоимиСвлами14 ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ[17Д ИкУ•""'"Рл^^я^в\ ^Г _^щшшшшшш\ Сдвигаем генератор к блоку и снимаем приводной ремень. (Крепление генератора к кронштейну "плавающее", и ослаблять его нет необходимости.) Ключом "на 10" отворачиваем оставшиеся два болта... зубчатого ремня.1Ш *Ргл...и нижнюю часть крышки защитного кожуЧтобы удобно подобраться к лыске на валу вентилятора, ключом "на 10" отворачиваем два соседних болта на его шкиве. Вал при этом удерживаем за шестигранник муфты ключом "на 36". ...и снимаем шкив. Ключом "на 19" ослабляем натяжение ремня привода насоса усилителя руля.Надев на лыску ключ "на 32", все тем же ключом "на 36" движением по часовой стрелке (левая резьба!)...Отстегнув 11 защелок.Для наглядности эта же операция показана снизу автомобиля. Ослабляем контрящую гайку.....свинчиваем муфту с вала....снимаем верхнюю.....и вращаем регулировочную.15СвоимиСвламиЗР 9/98177 Отворачиваем болт до конца...Снимаем зубчатый ремень.Совмещаем риску на зубчатом колесе распредвала с меткой на кожухе зубчатого ремня. ...и снимаем шкив вместе с зубчатым колесом с Ключом "на 10" отворачиваем два болта... носка коленвала.Застопорив двигатель любым подходящим способом (мы включили передачу и нажали на тормоз), ключом "на 17" срываем болты на торцах коленчатого и распределительного ...и удаляем зубчатое колесо привода распредЭтим же ключом отворачиваем еще один валов. болт... вала.178ЗР 9/98СвоимиСвлами16